14.05.2015

Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть. Социальный Стокгольмский Синдром (ССС) женщин, часть 1

  • Перевод: Татьяна Керим-Заде
  • Источник: «Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть» (2013), из главы «Гендерное насилие»
Ты начинаешь понимать, что от гендерного неравенства пострадала не только ты: ты уже видишь, как женщины из различных социальных классов, принадлежащие к экономически и культурно различающимся группам, также подчинены своим мужьям и зависят от них, но особенно тебя поражает то, что ты видишь, как многие независимые, образованные, социально успешные женщины страдают, если рядом с ними нет мужчины, как вся их решимость и независимость в общественной сфере превращаются в неуверенность и патологическую зависимость в личной жизни. Что происходит с женщинами?

В этой главе мы рассмотрим следующие моменты:

  • Даны ли на социальном уровне условия, необходимые для возникновения Стокгольмского Синдрома женщин, подвергающихся насилию?
  • Что представляет собой ССС женщин?
  • Два типа женского сопротивления патриархату
  • То, что называют «женской психологией», представляет собой психологию угнетённых
  • «Великие мужи» и их отношение к женщинам

ДАНЫ ЛИ НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТОКГОЛЬМСКОГО СИНДРОМА ЖЕНЩИН, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ?

Как мы уже неоднократно отмечали в этой книге, психолог Ди Грэхэм исследовала Стокгольмский Синдром женщин в сфере семьи; теперь мы будем говорить о её исследованиях Стокгольмского Синдрома женщин на макросоциальном уровне. Так как наша культура патриархальна, Грэхэм считает, что все женщины подвержены Социальному Стокгольмскому Синдрому в той или иной степени и с той или иной интенсивностью. Это является спорной теорией, но она объясняет сабмиссивное и зависимое поведение женщин в отношении мужчин намного лучше, чем теории о «мазохизме» или «созависимости». Эта теория может быть доказана с той же степенью удовлетворительности, как и любая другая психологическая теория.

Книга «Любить, чтобы выжить» Ди Грэхэм в соавторстве с Эдной Роулинг и Робертой Ригби стала уже классикой. В этой книге подробно рассматривается теория Грэхэм о «Социальном Стогкольмском Синдроме женщин, подвергающихся насилию» (ССС), теория, которая позволила совершить гигантский шаг в научном понимании того, что принято обозначать как «женская психология». Среди экспертов эта книга считается одной из наиболее важных, хотя и наиболее полемичных книг о психологии женщин за весь 20 век. Эта книга не оставляет равнодушным никого, и я настоятельно рекомендую её к прочтению. Эта книга заставляет ставить под вопрос все аспекты отношений между мужчинами и женщинами; выдвигает тезис о том, что современная женская психология представляет собой психологию человека, находящегося в ситуации лишения свободы и в ситуации террора, являющихся результатом насилия со стороны мужчин. Поэтому реакция женщины перед лицом мужчины так похожа на реакцию заложника перед лицом террориста. Эти новые тезисы, выдвинутые в отношении человеческой пары, встречают энергичный протест со стороны многих женщин, которые привыкли обманываться и уверять себя, что на самом деле они равны со своими мужчинами — партнёрами, и что в социальном плане они не подвергаются никакой гендерной дискриминации.

Я надеюсь, что моя книга также вызовет в них похожий протест; пусть они почувствуют несогласие, но пусть у них внутри появится беспокойство, способное в конце концов подвести их к более глубокому размышлению, разоблачить в их глазах их собственное подчинение и отсутствие равенства.

В Главе 3 книги «Любить, чтобы выжить», Грэхэм показывает, как четыре основных условия, необходимые для возникновения Стокгольмского Синдрома, очевидно присутствуют в отношениях мужчина-женщина; и не только индивидуально, но также и на макро-социальном уровне. Эти условия настолько распространены во всех странах мира и были настолько слиты со всеми культурами и общественными структурами, что сегодня кажутся нам «естественными» и «природными».

Грэхэм предлагает четыре вопроса для определения того, насколько та или иная культура располагает к возникновению ССС у женщин:

  1. Являются ли мужчины угрозой для выживания женщин?
  2. Могут ли женщины сбежать из ситуации подчинения мужчинам?
  3. Изолированы ли женщины от внешнего мира, отличаются ли их жизненные перспективы от перспектив мужчин?
  4. Оказывают ли мужчины знаки внимания женщинам?

Степень выраженности этих четырёх предварительных условий определяет степень выраженности ССС у женщин в той или иной культуре. Эти же вопросы могут быть применены к любой человеческой группе, которая подчинена господствующей группе (дети и взрослые, негры и белые, гомосексуальные и гетеросексуальные люди и т.д.).

В предыдущих главах мы видели, что в современном мире существует реальная угроза выживанию женщин, и что эта угроза исходит от мужчин. Таким образом, на социальном уровне выполняется первое предварительное условие для возникновения ССС.

Далее мы рассмотрим, каким образом выполняются остальные три предварительные условия:

  • Женщины не могут сбежать из ситуации подчинения мужчинам
  • Мужчины изолируют и прячут женщин
  • Мужчины оказывают знаки внимания женщинам

Женщины не могут сбежать из ситуации подчинения мужчинам

Мы видим как постепенно ситуация в мире меняется, но до сих пор даже в западных странах мы не можем говорить о том, что предприняты какие-то радикальные меры для решения проблемы гендерного насилия. В любом случае, должны будут пройти многие годы прежде чем гендерное равенство станет широко распространённым культурным феноменом.

В предыдущей главе мы видели, что существует реальная угроза выживанию женщин; теперь мы можем добавить к этому, что женщины не могут сбежать из ситуации подчинения мужчинам. Не Земле нет ни одной страны, которая была бы не подвержена эпидемии гендерного насилия.

Для того, чтобы выйти из спирали насилия, нужны средства, а у женщин их либо нет совсем, либо это очень ограниченные средства. Очевидно, что, как группе, женщинам пока не удалось найти способ остановить насилие, изнасилования, харрасмент и другие формы мужской тирании.

Грэхэм подробно пишет в «Любить, чтобы выжить» о том, почему женщины не могут сбежать из ситуации подчинения мужчинам:

  • Слишком мало женщин законодательниц, национальных лидеров или судей. Большинство ответственных или экспертных постов в Здравоохранении, Психиатрии, Судебной Системе или в Службе Занятости находится в руках мужчин.
  • Слишком мало ресурсов выделяются на помощь женщинам-жертвам насилия.
  • Гораздо больше мужчин, чем женщин, являются собственниками недвижимости, бизнеса и капитала, гораздо больше мужчин, чем женщин, заключают легальные контракты от своего имени.
  • Контроль за сексуальностью находится в руках мужчин (гетеросексуальность, принудительное воздержание, генитальные увечья, порнография и проституция). Мужчины торгуют женщинами и детьми (траффикинг).
  • Гораздо больше женщин, чем мужчин, принудительно интернированы в психиатрические лечебницы и/или подвергаются лечением электрошоком или психофармацевтическими средствами, в случае, если они не ведут себя «надлежащим образом».
  • Социальные роли и труд женщин является гораздо более ограниченными, чем социальные роли и труд мужчин.
  • Сексуальные насильники, абьюзеры и инцестуозные мужчины обычно остаются безнаказанными. Арестуют только 1% насильников, из них только 1% выносится обвинительный приговор.
  • Женщин обвиняют в их собственной виктимизации, которую осуществляют мужчины. Нападения на женщин публично объясняются женским мазохизмом, тем, что женщины недостаточно хороши как жёны, тем, что они неправильно одеваются, тем, что они слишком соблазнительны. Однако, если рассматривать насильственные акты против женщин на коллективном уровне, становится очевидным, что целью мужского насилия против женщин является поддержание мужского господства.
  • Легализуется проституция, таким образом одобряется и поддерживается сексуальное рабство.
  • Женщин призывают и поощряют к тому, чтобы они любили и заботились о мужьях, отцах и дедах, и особенно, о сыновьях и внуках-мальчиках. Попытки женщин позаботиться о себе расцениваются как эгоизм и предательство по отношению к мужьям и родственникам- мужчинам. Напротив, мужчины, соблюдающие исключительно собственные интересы, считаются умными и доблестными.
  • Концепция женской красоты — это хрупкая и худая женщина, другими словами, — красивая женщина физически слаба. Женщин приучают накладывать макияж, сидеть на диетах, худеть, надевать высокие каблуки и т.д. Мужчин приучают заниматься спортом, боевыми искусствами, их приучают к удобной одежде и обуви.

Таким образом мужчины создают условия, которые бы гарантировали им, что женщины не смогут сбежать. Хотя уже началась работа в направлении, противоположном всему вышеизложенному, пока мы ещё не добились никаких существенных результатов. Итак, на социальном уровне дано второе условие для возникновения Стокгольмского Синдрома: на сегодняшний день женщинам некуда бежать.

Насилие мужчин против женщин имеет одну отличительную, по сравнению с другими видами насилия, характеристику: это насилие направлено на половые органы (Бэрри, 1979). В других видах насилия (антисемитизм, расизм и т.д.) вероятность прямой агрессии, непосредственно направленной на половые органы человека, невелика.

Я употребляю термин «сексуальный террор против женщин», чтобы подчеркнуть тот факт, что все женщины, в силу своей половой принадлежности, являются потенциальными объектами мужской агрессии, направленной на женские половые органы.

Мы используем половые органы индивидов, чтобы относить их к той или иной социальной группе: к группе угнетателей (мужчины) и к группе угнетённых (женщины), и поэтому мужчины направляют своё насилие и угрозы на половые органы женщин.

Цель этого насилия — закрепить восприятие половых органов женщин как подчинённых, а половых органов мужчин как доминирующих.

Зигмунд Фрейд аргументировал возникновение гетеросексуальности как результат женской зависти к пенису. Женщину, которую мужчины воспринимают как могущественную в отношениях с ними, называют «кастрирующей». Так публично признаётся связь между пенисом и господством».

Грэхэм, «Любить, чтобы выжить»

Мужчины прячут и изолируют женщин

  • История принадлежит мужчинам. Искусство принадлежит мужчинам. Наука принадлежит мужчинам. Религия принадлежит мужчинам. Бог — тоже мужчина. Женщины не допускаются к священничеству. Женщины считаются нечистыми.
  • О женщинах, которые противостоят мужскому насилию и которым удаётся выжить, не говорят в СМИ. Принято считать, что женщины дурны, хитры, лживы, лицемерны и т.д. Женщинам не верят, если они говорят о перенесённом абьюзе или насилии. Женщин стигматизируют, если они говорят об этом.
  • Большую часть своей жизни женщины подчинены доминирующей мужской фигуре (отец, муж) в рамках семьи. Женщин не воодушевляют на то, чтобы они становились независимыми от мужчин. Женщинам внушают, что остаться незамужней — плохо, и что потребности мужчин нужно удовлетворять раньше своих собственных. Женщинам говорят, что те из них, кто будет держать мужскую сторону, получат больше привилегий и бонусов.
  • СМИ игнорируют выдающихся женщин. Например, в общественных дебатах почти никогда не участвуют женщины.
  • Культура не способствует развитию в женщинах навыков соревновательности, так, как это делает в отношении мужчин. Предполагается, что для мальчиков развитие личной независимости важнее, чем для девочек.
  • Считается, что сказанное мужчиной важнее сказанного женщиной. «Мнения мужчин выслушиваются и принимаются во внимание. Мнения женщин высмеиваются и игнорируются. Это особенно заметно, когда мужчина и женщина, независимо друг от друга, вносят одно и то же предложение. Когда женщины говорят, мужчины прерывают их и контролируют время, в течение которого женщина может говорить. Это инвазивное поведение считается приемлемым, когда оно осуществляется мужчинами против женщин».

ЖЕНЩИНА ИЗОЛИРОВАНА, ЕСЛИ ОНА…

  • Посвящает своё время, эмоциональную и интеллектуальную энергию мужчине (и его детям), исключая других женщин, особенно тех, кто принадлежит к её возрастной группе и находится в похожей жизненной ситуации. Самые изолированные женщины — это домохозяйки с детьми школьного возраста, без работы, без личных доходов, без контактов с другими людьми.
  • Не имеет доступа к людям, которые считают, что жизненные перспективы женщин противоположны мужским. Культура давит психологически или игнорирует женщин с феминистскими убеждениями. Система дискредитирует феминизм.
  • В окружении женщин, мужчина быстро становится лидером, контролирует ситуацию и становится главным действующим лицом на любом собрании женщин (даже если сам не присутсвует на нём физически). Женщины могут собираться группами (в кафе, например), но участницы таких встреч могут быть также изолированными друг от друга, если они разговаривают между собой с позиций мужского, а не своего собственного, взгляда на жизнь.

«Когда мы идеологически изолированы, нам кажется, что наши проблемы, мысли и чувства принадлежат исключительно нам как индивидам. Таким образом, нам препятствуют в понимании социополитического фундамента наших жизненных ситуаций и проблем»

Аллен, 1970

Мужчины оказывают женщинам знаки внимания

На первый взгляд может показаться, что мужчины выражают своё положительное отношение к женщинам тремя основными способами:

  • Ухаживанием (рыцарским поведением)
  • Защитой и заботой
  • Любовью

РЫЦАРСТВО

Психологи Юджин Надлер и Уильм Морроу (1959) доказали, что «рыцарство» и «сексизм» взаимосвязаны. В своём исследовании они использовали две созданные ими шкалы:

  • Шкала открытого подчинения женщины. Измеряет традиционные типы поведения, которые открыто ставят женщину в подчинённое положение или свидетельствуют о таком положении.
  • Шкала рыцарского поведения по отношению к женщинам. Измеряет типы мужского поведения, которые предоставляют женщинам поверхностную защиту и поддержку со стороны мужчин, особые знаки внимания, особое псевдоуважение, а также стереотипы о женщинах, как об «ангелах, изысканных, неприспособленных и относительно беззащитных».

Обе шкалы были применены к группе, состоявшей из 83 мужчин, и в результате была получена положительная корреляция между обеими шкалами, то есть, мужчины, которые открыто назначали для женщин подчинённое положение были как раз теми, кто проявлял наиболее рыцарское поведение в отношении женщин.

«Мужчина, который настойчиво открывает перед женщиной дверь,- это именно тот, кто будет препятствовать её карьере. Таким же образом, мужчина, который женится, чтобы покровительствовать жене и защищать её, обычно является тем, кто её избивает» (МакНалти, 1980).

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЖЕНЩИНАМ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ОТНОШЕНИЙ (как распознать, действительно ли мужчина воспринимает тебя как равную себе):

  • Позвони первой, вместо того, чтобы дожидаться, когда позвонит мужчина.
  • Пригласи его на свидание, вместо того, чтобы дожидаться, когда он пригласит тебя.
  • Сядь за руль, если вы едете куда-то вместе.
  • Инициируй сексуальные отношения (если тебе этого хочется).
  • Если ты не согласна с его мнением, скажи ему об этом и не чувствуй себя виноватой.
  • Если вы переносите тяжёлые предметы, возьми столько, сколько можешь унести, даже если твоему партнёру достанется при этом более лёгкая ноша.
  • Если он что-то уронил, а тебе нетрудно поднять, сделай это.
  • Если ты оказалась ближе к двери, чем он, прояви любезность, открой дверь и пропусти его вперёд.
  • Время от времени, особенно, если речь идёт о дорогом ресторане, выбери и сделай заказ за двоих.
  • Время от времени подавай ему стул, если он делает то же самое по отношению к тебе.
  • Если он хочет пить, купи ему напиток.
  • Если он устал или плохо себя чувствует, уступи ему место, если нет других свободных.
  • Если он легко одет, а на улице холодно, предложи ему своё пальто и помоги укутаться.

Если твой партнёр реагирует раздражённо на твою любезность и инициативу, если говорит, что ты выставляешь его на посмешище, что хочешь доказать, что ты сильнее, что ты — радикальная феминистка, о что женщине положено ждать, когда мужчина проявит инициативу, и заботиться о чувствах мужчины, то скорее всего он начал чувствовать себя неуверенно от того, что думает, что ему не удастся руководить отношениями, или что ты крадёшь у него протагонизм. Он воспринимает тебя, как слишком уверенную в себе, и думает, что ему будет трудно контролировать тебя.

Если ты заметила, что ему «удобнее» с тобой, когда ты ведёшь себя «женственно» (инфантильна, капризна, пассивна, зависима и хрупка), или когда он играет главную роль мудрого заботливого защитника, подумай о том, что пока у тебя ещё есть время прервать эти отношения, потому что в дальнейшем дела пойдут всё хуже и хуже.

Если бы знаки внимания мужчин в отношении женщин были бы действительно только знаками внимания, мужчинам было бы приятно, что другие мужчины или женщины оказывают им точно такие же знаки внимания; им бы нравилось, что другие мужчины или женщины подносят им зажигалку к сигарете или отодвигают стул и помогают усесться; им нравилось бы получать деньги, престиж, власть и собственную идентичность через отношения с другим человеком; они бы гордились тем, что другой мужчина или женщина подвезли их вечером до дома… Однако, на самом деле, «одна их самых неприятных для мужчины вещей — это если с ним обращаются или если его вопринимают как женщину или как феминизированного мужчину» (Фрай, 1983).

ЗАЩИТА И ЗАБОТА

Когда женщины думают о том, что им необходима защита мужчины, они не отдают себе отчёта в том, что главным кошмаром женщин мира являются мужчины мира, как мы видели это в предыдущей главе. Если бы мужчины не осуществляли насилие в отношении женщин, женщинам была бы не нужна защита. С другой стороны, плата за защиту слишком высока:

«Женщины добиваются физической защиты от мужчин-насильников, вручая одному из них (обычно, мужу или сожителю) власть над собственной жизнью» (Донна Стрингер, 1986).

Обычно, в начале отношений действительно бывает период, когда мужчина заботится о женщине и оказывает ей знаки внимания.

«Забавно, все мужчины, которые мне встречались, хотели защищать меня. Не могу понять, от кого»

Мэй Вест

Этот период может длиться несколько месяцев или несколько лет, но когда фаза ухаживания исчерпана, в действие вступает то, что можно назвать негласный социальный брачный договор, согласно которому, по словам Грэхэм, женщина обязана посвятить свою жизнь обслуживанию мужчины.

Рассмотрим список взаимных прав и обязанностей между мужчиной и женщиной, согласно исследованию «Модель для понимания мужской реакции на усилия, прилагаемые женщинами к устранению насилия по отношению к ним» (Донна Стрингер, 1986):

Взаимные права и обязанности между мужчинами и женщинами

МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ
Права Обязанности Права Обязанности
Контролировать женскую сексуальность Защищать жнщину от физических угроз,  учить её сексуальным практикам Получать физическую защиту; учиться сексуальным практикам Сексуальное подчинение защитнику; сексуальная эксклюзивность
Этикетировать женщину и определять её опыт Защищать женщину в социальном плане; этикетировать её правильно Легитимировать себя через мужское этикетирование Верность, кормление, вести себя в соответствии с прикреплёнными мужчиной этикетками (мать, жена и т.д.)
Навязывать свои сексуальные потребности и размножаться Размножаться как можно чаще; не требовать «ненормативного» секса от «честных» женщин Получать физическую защиту от «ненормативного» секса; право на несогласие на секс с другими мужчинами, кроме защитника Сексуальная безотказность по отношению к защитнику или мужчинам по его указанию; растить и воспитывать детей
Обладать женщинами Экономически поддерживать и физически защищать женщин Получать экономическую поддержку и физическую защиту Удовлетворять его физические и эмоциональные потребности;  заботиться о сохранности его имущества; заботиться или отказаться от заботы о детях, согласно указанию мужчины
Экономически контролировать женщину и эксплуатировать её для собственной выгоды Экономически поддерживать женщину в течение жизни; оставить ей наследство Получать экономическую поддержку Не вмешиваться в то, каким образом мужчина будет оказывать экономическую поддержку, даже если это означает для женщины необходимость торговать собой, чтобы выжить. Не просить лишнего. Быть преданной
Применять физическую силу в случае необходимости Применять физическую силу только в том случае, когда женщина неправильно поведёт себя Получать экономическую поддержку и физическую защиту

Не провоцировать физическое насилие; вести себя «правильно»; прощать его и понимать в тех случаях, когда он применяет физическое насилие

Большиство из приведённых в таблице прав и обязанностей имеют силу и по сегодняшний день в нашей западной культуре, хотя мы, с наших якобы просвещённых позиций, видим их как неприемлемые. Среди предполагаемых прав мужчин находится проактивность (деятельность на предупреждение, исследование, принятие решений и подготовка будущих жизненных ситуаций). Мужчина по-прежнему играет роль мудрого и свободного существа, которое «вознаграждает» женщину за то, что она «знает своё место» в подчинённой роли.

«Защита, оказываемая мужчинами женщинам, является на деле защитой того, что они считают своей собственностью» (Аткинсон, 1974).

Любовь мужчины к женщине. Главный знак внимания мужчины, который женщина старается завоевать, который она желает и больше всего ценит, — это любовь. Давайте посмотрим, что же представляет собой любовь мужчины к женщине.

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ К ЖЕНЩИНЕ — ЭТО СЕКСУАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

Фрай утверждает, что мужчины говорят «трахать», а женщины — «заниматься любовью». Слово «трахнуть» имеет значение «причинить вред», «ударить», эти значения отображают восприятие мужчинами сексуального акта с женщиной. Слово «трахнуть» агрессивно, потому что поведение, которое оно обозначает, является агрессивным. «Секс, который поддерживает наша сексистская культура, представляет собой акт вражды, а не любви» (Фрай, 1983).

Мужчины говорят между собой о своих сексуальных отношениях с женщинами как о завоеваниях, которые другие мужчины, так или иначе, разделяют; женщины говорят о своих сексуальных отношениях с мужчинами как о романтическом и любовном опыте.

Уолл (1999) в своих исследованиях пришел к следующему результату: мужчины, которые дали наиболее высокие показатели в сексуальной активности, также дали высокие показатели в достижении целей, агрессии и доминантности. Доминирующая группа (мужчины) выбирает абсолютным большинством стиль любовного отношения к женщине, базирующийся на эгоизме и обусловленный исключительно физическими данными женщины.

Порнография представляет собой индустрияю с миллиардными доходами, которая практически полностью финансируется за счёт мужчин-потребителей. В порнографической продукции часто представлены сцены унижения, деградации, тотального контроля и причинение боли женщинам и детям.

Порнография, как показали исследования, связана с сексуальными насилием. Если бы любовь мужчины к женщине была здоровой и существовала в действительности, эта любовь не нуждалась бы в сценах деградации и унижения женщин.

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ К ЖЕНЩИНЕ — ЭТО ИГРА И НЕПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мужчина считает, что он всегда достаточно молод для того, чтобы заводить новые сексуальные приключения, практически до глубокой старости, тогда как женщина считает, что ей надо поскорее выйти замуж и родить детей, не «засидеться в девках», то есть, сделать это не позже тридцати лет. В кинофильмах, когда дело доходит до сцены свадьбы, друзья жениха сочувствуют ему, а подружки невесты поздравляют её. Она «подцепила на крючок» мужа, а он — «попал в её сети». Когда говорят о свободе мужчины, кажется, что речь идёт о чём-то гораздо более важном и ценном, чем свобода женщины. Мужчины играют в безответственную подростковую любовь большую часть своей жизни, они сопротивляются тому, что понимают как потерю своей драгоценной свободы. Сказать «он холост» — это всё равно что сделать комплимент, сказать «она незамужем» означает снисходительный и осуждающий комментарий.

Когда мужчины влюбляются, они начинают играть в игру, в то время как любовный стиль женщин, как считается, должен быть прагматичным (практичность, логика) или маниакальным (собственническим, обсессивным, зависимым).

Молодые мужчины (и разведённые лет за пятьдесят), как группа, боятся компромисса в том, что сами они считают лишь игрой. Их страсть — это сексуальное желание, и мало что кроме этого. Их не волнует, обманывают ли они свою парнёршу, они могут позволить себе иметь сексуальные отношения с несколькими женщинами сразу, они не берут на себя обязательства, они не переносят зависимость женщин от их расположения, воспринимают это как верёвку, которая их душит. Их самой главной ценностью является свобода. Они чувствуют, что жизнь припасла для них ещё очень много приключений, которые им предстоит пережить, и много женщин, с которыми познакомиться, до того, как они позволят подцепить себя на крючок одной из них .

ЛЮБОВЬ МУЖЧИНЫ К ЖЕНЩИНЕ ОБУСЛОВЛЕНА ЕЁ ВНЕШНОСТЬЮ

Мужчины, гораздо в большей степени, чем женщины, обращают внимание на физическую красоту, особенно, когда они ищут стабильные отношения для помолвки или женитьбы. Красивая женщина укрепляет доминантный статус мужчины перед его социальной группой. С другой стороны, слишком умная женщина может оказаться опасной конкуренткой, которая всегда найдёт, что ответить, поэтому отсутствие сильного интеллекта в женщине не является для мужчины препятствием в выборе пары.

«Мужчины значительно больше ценят физическую красоту в женщинах, чем женщины в мужчинах» (Бар-Тал и Сейкс, 1976).

МУЖСКОЙ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЙ ПРОТОТИП «ТРАХАЕТ» ЖЕНЩИНУ И ЛЮБИТ МУЖЧИНУ

Под «любовью к женщине» мужчины обычно понимают сексуальное желание. В нашей культуре мужчина любит себя самого; если бы он восхищался, ценил и действительно любил женщину, то именно женщина была бы главным действующим лицом Истории, Науки, Искусства, Общественной Жизни. Бог также был бы женщиной, а мужчина любил бы Её.

«Говорить о том, что правильны только гетеросексуальные мужчины, значит сказать только то, что они имеют сексуальные отношения исключительно с противоположным полом… Всё или почти всё, что обычно связывается с любовью, самые правильные мужчины хранят для других мужчин. Люди, которыми они восхищаются, которых они уважают, обожают, перед которыми они преклоняются, кого они чествуют, которым они подражают и которых возводят в кумиры; люди, с которыми они поддерживают наиболее глубинные психические связи, которых они хотят воспитать и которыми хотят быть воспитанными, люди, уважение, восхищение, признание, похвалу и любовь они желают — это, в подавляющем большинстве своем, другие мужчины… Гетеросексуальная мужская культура гомоэротична; это любовь мужчины к мужчине»

Мэрилин Фрай (1983)

То, что мужчина называет «любовью к женщине», преставляет собой секс (я имею в виду под «мужчиной» социальную группу, в которой действуют определённые культурные стереотипы. Существуют степени подчинённости этим стереотипам и даже весьма славные исключения из правила, но то, о чём говорю я, и то, о чём говорит в своей книге Грэхэм, является нормой).

«Любовный стиль мужчин подкрепляет их доминирующий статус».

Итак, мы видим, что как человеческая группа, находящаяся во взаимоотношениях с группой мужчин, женщины:

  • Подвергаются угрозе со стороны мужчин
  • Получают небольшие знаки внимания со стороны мужчин
  • Не могут избежать угрозы со стороны мужчин
  • Не имеют доступа к более равноправной модели социального взаимодействия

Таким образом, на социальном уровне даны все предварительные условия для возникновения Стокгольмского Синдрома

Share

Код для вставки на сайт или в блог:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =