21.05.2015

Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть. Социальный Стокгольмский Синдром (ССС) женщин, часть 3

  • Перевод: Татьяна Керим-Заде
  • Источник: «Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть» (2013), из главы «Гендерное насилие»
Все мы рождаемся свободными. Мальчики и девочки ведут и выражают себя спонтанно в первое время жизни, но постепенно они изменяют своё поведение и способ самовыражения по мере того, как культура прививает им соответствующие гендерные роли. Девочка усваивает, даже если никто не говорит ей это прямо, что она является существом второго сорта, что её задача — удовлетворять потребности мужчины и что для себя у неё не должно быть особых стремлений.

ДВА СПОСОБА ЖЕНСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПАТРИАРХАТУ

Все мы рождаемся свободными. Мальчики и девочки ведут и выражают себя спонтанно в первое время жизни, но постепенно они изменяют своё поведение и способ самовыражения по мере того, как культура прививает им соответствующие гендерные роли. Девочка усваивает, даже если никто не говорит ей это прямо, что она является существом второго сорта, что её задача — удовлетворять потребности мужчины и что для себя у неё не должно быть особых стремлений.

Что произошло бы с этой девочкой, живи она в такой цивилизации, в которой её возможности были бы равны возможностям мальчика? Что значило бы в такой культуре «быть женщиной»? Это риторические вопросы, на который сегодня у нас нет ответов, и надеюсь, что на какой-нибудь планете, вращающейся вокруг какой-нибудь звезды наподобие Солнца, ответы на эти вопросы существуют. Надеюсь, что такова будет и наша судьба, как вида.

Пока же мы можем научиться последовательно и ненасильственно сопротивляться патриархату.

В книге «Любить, чтобы выжить» приводятся различные стратегии сопротивления, которыми пользуются женщины, отмечая при этом, что даже самая послушная традиционная женщина сопротивляется по-своему. Женщина, которая говорит, что у неё болит голова, чтобы избежать секса, женщина-домохозяйка, которая не может сдвинуться с места и выполнять свои «женские» обязанности по дому из-за депрессии, сопротивляются требованиям патриархата.

Страдалица. Традиционно воспитанная, патриархатная женщина, применяет интропунитивную форму сопротивления, пассивную и иногда саморазрушительную; обычно таких женщин называют «страдалицами». Такая женщина направляет гнев на саму себя. Она больше подвержена Социальному Стокгольмскому Синдрому, не жалуется открыто на своё положение человека второго сорта. Не желает идентифицировать себя со своей социальной группой, с женщинами. Ей нравится говорить, что «она легко находит общий язык с мужчинами», и что она предпочитает мужчин.

Патриархатные женщины пассивны и нерешительны. Смещают гнев на тех, кого считают более слабыми (на женщин и детей). Ведут себя агрессивно и соревновательно с другими женщинами, критикуют их, распространяют сплетни. В отношении мужчин не выражают гнев или недовольство. Избегают конфликтов с мужчинами.

Часто такие женщины глупо смеются, высмеивают сами себя, гримасничают и манерничают. Они ненавидят сами себя и чувствуют себя плохо в собственном теле. Соглашаются с тем, что «женщины от природы ущербны». Раздувают мужское эго за счёт принижения собственного. По отношению к мужчинам занимают позицию «половичка». Страдают хронической депрессией. Достаточно невротичны: страдают фобиями или истерическими припадками. Стараются приобрести символический статус: дорогой дом, дорога одежда, удачная карьера и хороший заработок мужа, правильное поведение и академические успехи детей.

Роковая женщина. Патриархатная женщина, которая ведёт себя экстрапунитивно, по контрасту со страдалицей, считается патриархатным обществом «ведьмой», плохой женщиной; обычно таких женщин называют «роковыми». Они стараются манипулировать отдельными мужчинами и элементами системы в целом, пытаясь извлечь из этого выгоду, и отказываются следовать примеру патриархатной «хорошей» женщины. Роковая женщина хитрит и обманывает. Имеет высокую степень нарциссизма. Критикует и унижает мужчин, прямо или косвенно («кастрирующая женщина»). Испытывает удовлетворение от соревнования с мужчинами.

Оба типа женщин оказывают сопротивление, но уровень осознанности их протеста, как правило, очень низок, и отсутствует сознательный анализ того угнетения, которому они сопротивляются. Феминизм даёт женщинам такой анализ, объясняет им, что то, с чем они борятся, является политической реальностью, а не только отдельной личной ситуацией, как может показаться, и таким образом, даёт возможность направить протест на личные и социальные изменения.

То, что понимают под «женской психологией», является психологией угнетённых

Негативные характеристики, которые традиционно ассоциируются культурой с «женственностью»: слабость, страх, хитрость, привычка критиковать, сплетничать и т.д., на самом деле являются характеристиками, присущими угнетённым человеческим группам.

В 1951 году Хелен М. Хакер сравнила статус женской касты со статусом афроамериканцев («негров»). Она аргументировала, что характеристики, приписываемые обеим группам (эмоциональное, инфантильное поведение, неполноценность, «примитивная» безответственность, лабильность, демонстрация слабости, беззащитности и глупости, льстивость, внешний вид и одежда, привлекающие внимание; «своё место», которое они не должны покидать, и которым они довольны, довольство положением подчинённого), не были врождёнными, а являлись результатом угнетения. Спустя 30 лет, Хакер (1981) пересмотрела свою работу 1951 и пришла к выводу, что её первоначальные наблюдения были всё ещё применимыми к женщинам:

«Негры»

Женщины

ВЫСОКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ВИДИМОСТЬ

Расовые черты

Одежда, привлекающая внимание (иногда)

Половые черты

Одежда, привлекающая внимание

ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Глупость. Недостаток сообразительности

Более свободное достижение инстинктивного удовлетворения.

Более эмоциональные, инфантильные, «примитивные»

Считаются сексуально неутомимыми, им завидуют.

Стереотип: «неполноценный»

Безответственные, бессодержательные, эмоционально неустойчивые

Отсутствует сильное Супер-Эго

Соблазняют мужчин

Стереотип: «слабая»

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СТАТУСА

Негр лучше чувствует себя на «своём месте»

Миф о «довольном негре»

Место женщины дома

Миф об «удовлетворённой», женственной женщине, счастливой в своём подчинённом положении

АККОМОДАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Просительные интонации, характерное интонационное оформление речи

Почтительные манеры

Притворство, скрывает истинные чувства

Пытается «перехитрить белых»

Старательно изучает, в чём можно повлиять на представителей доминирующей группы

Фальшивые запросы на руководство

Повышение тона в конце фразы, улыбка, смех, опущенный взгляд

Лесть«Женские уловки»

Пытается «перехитрить мужчин»

Старательно изучает, в чём можно повлиять на представителей доминирующей группы

Беззащитный внешний вид

ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОБЕИХ ГРУПП

Ограничение в образовании.

Выполнение «традиционной» работы.

Незначительное политическое влияние.

Социальная и профессиональная сегрегация.

Чаще подвергаются критике Например, должны «хорошенько подумать», прежде, чем зайти в бар

На самом деле, все эти поведенческие характеристики «угнетённых» представляют собой защитные механизмы «заложника» в рамках Стокгольмского Синдрома. Это логичные механизмы адаптации и выживания перед лицом злоупотребления властью со стороны белых или со стороны мужчин, от которых невозможно сбежать.

Вместо женской интуиции правильно было бы говорить об интуиции подчинённого: «Снодграсс (1985) отмечает, что подчинённые, как мужчины, так и женщины, демонстрируют повышенную, по сравнению с доминантами, чувствительность в эмоциям и мыслям других. Чем больше степень подчинения и угнетения, тем больше появляется у человека позитивных женских качеств, таких как чувствительность, заботливость и т.д.»

«Ховард, Блумштейн и Шварц (1986) пришли к заключению, что тактики косвенного влияния чаще используются людьми, у которых меньше власти в отношениях. Липман и Блумен (1984) пишут о том, что косвенное влияние, интуицию, навыки общения, очарование, сексуальность, обман и избегание чаще используют те, у кого меньше власти».

«Как группа, женщины более депрессивны, тревожны и испуганы, чем мужчины. Кроме того, женщины ведут себя менее агрессивно, отрицают свой гнев перед другими и приписывают собственные успехи везению, а не своему умению. Все эти негативные характеристики присущи подчинённым группам».

От женщины ожидается, что с мужчинами она будет боязливой, робкой, тревожной, будет легко адаптироваться, следовать социальным нормам, будет послушной, зависимой, внушаемой и общительной. Также считается, что женщины — это те, кто делится и помогает. Все эти эпитеты ассоциируются с понятием «подчинённого» и являются характеристиками заложника или жертвы.

Не биологические характеристики заставляют женщин вести себя подобным образом, а социальное научение с первых месяцев жизни, постоянно транслирующее самке человека, что для того, чтобы выжить, она должна адаптироваться к мужскому господству.

«Некоторые женщины обманывают себя, говоря, что даже если бы мужчинам было неважно, наносят ли они макияж, носят ли обувь на каблуке, закрашивают ли седину, делают ли эпиляцию, поддерживают ли вес на уровне худобы, они всё равно бы носили макияж, каблуки, закрашивали бы седину, делали бы эпиляцию и сидели на диетах. Точно так же, многие женщины, подвергающиеся насилию, которые не могут найти способ сбежать от абьюзера, говорят себе, что они живут с абьюзером по собственному выбору, забывая о том, как влияют на них угрозы убийства в случае, если они попытаются уйти.»

Для заложников характерно отрицание собственной адаптации к ситуации террора и своих собственных защитных механизмов. Женщина понимает и подсознательно чувствует, что если она покажет себя, такой, какая она есть на самом деле: без эпиляции, с сединой в волосах, не смеющейся несмешным мужским глупостям, не стесняющейся собственных успехов, делающей замечание мужчине, если тот ошибается, решающей, когда звонить любовнику и когда выходить замуж, отстаивающей свою точку зрения.., врядли ей заинтересуется какой-нибудь мужчина. И тогда она говорит себе, что она «следит за собой» ради собственного удовольствия и ради других женщин.

«После того, как женщина выбирает женственность, и тем самым, Социальный Стокгольмский Синдром, в качестве адаптативной стратегии, она начинает активно отрицать собственное подчинённое положение: женщина отрицает опасность мужчин, отрицает тот факт, что женственность является стратегией выживании в ситуации террора, созданной мужским насилием. Отрицание этих фактов является когнитивным искажением. Это искажение помогает женщине справляться с паническим страхом и даёт ей надежду, за которую она цепляется: если мы, женщины, будем способны достаточно сильно любить мужчин, мужчины привяжутся к нам, перестанут запугивать нас, будут относиться к нам с любовью, а не подвергать насилию или угрозам насилия».

Сохранение таких женских качеств как забота, питание, способность делиться с другими, оказывать эмоциональную поддержку, здравый смысл и практичность или скромность необходимо, но только если практика всех этих положительных черт на деле не покрывает ситуацию подчинения и угнетения. Первым условием истинной и здоровой любви к ближнему является истинная и здоровая любовь к самой себе. То, что может показаться положительными качествами личности, может быть на самом деле способами выживания, выработавшимися на основании страха, без главной характеристики истинной любви: свободы.

Истинной любовью к угнетателю будет не подчинение, а придание огласке несправедливости и требование равенства. Если мы действительно уважаем этого человека, мы остановим его абьюз над нами, выйдем из нашего карцера и преобразуем общество, в котором он научился вести себя таким образом. Дело не в мести, а в воспитании, и возможно, не конкретно этого человека, а его детей или детей его детей.

«Женщинам необходимо критически пересмотреть женские качества в смысле цены и выгоды, принимая во внимание результаты проделанных исследований, и сознательно решить, какие из этих качеств можно сохранить, какие необходимо изменить, а от каких — отказаться. Такое женское качество, как забота о других, могла бы приносить выгоду, а не убытки в условиях равенства, но в условиях подчинения убытки от неё больше, чем выгода».

Любовь эгоистична: она требует взаимности в чувствах, в заботе, во внимании; иначе, это не любовь, а зависимость и подчинение. Модель незаинтересованной любви — это лицемерие, потому что каждое доброе дело даёт прибыль, приносит выгоду: если бы мы не чувствовали потребность в совершении добрых дел, или если бы добрые дела не приносили нам удовлетворения, мы бы их не делали. Т ребовать, чтобы любовь и компромисс не были одноронними, а вознаграждались и были бы взаимными, — это адекватно и говорит о психическом здоровье человека. Если в отношениях нет взаимности, эти отношения необходимо сразу же разорвать. Не надо чувствовать себя эгоисткой за то, что хочешь получить то же, что даёшь. Если кто-то говорит: «Я люблю его больше самой себя», очевидно, что речь идёт о серьёзных проблемах с самооценкой.

Нам пока неизвестно, что в действительности значит быть женщиной или мужчиной, так как наша культура обманывала нас на этот счёт от начала времён. Я считаю, что в этом плане мы всё ещё находимся в доисторическом периоде, и если нам, как виду, удастся выжить, нам будет необходимо преодолеть порог незрелости. Этому сексистскому и наполненному насилием периоду должен прийти на смену период, когда на сцену выйдет новый человек. В этом новом мире женщины смогут выражать себя, творить, играть, заниматься политикой, с гордостью будут проявлять свою сексуальность, будут главными действующими лицами и героинями Истории и будут свободно любить радостного, нежного и умного мужчину, своего товарища.

«Нужно понимать, что в условиях угнетения мы будем иметь дело с механизмами защиты. В условиях безопасности можно ожидать спектр разнообразных моделей поведения (например, спонтанность, игру, креативность; Хампен-Тёрнер, 1971). Ни те, ни другие модели поведения не являются ни более, ни менее „естественными“ или биологическими».

Мы адаптируем наше поведение к социальному контексту. Женская психология в условиях безопасности и взаимной заботы скорее всего была бы очень отличной от той, которую мы наблюдаем сегодня в нашей культуре.

То, что традиционно понимают под женской психологией (психология белой женщины среднего класса) даёт неверное представление о женщинах, так как эта психология сформировалась исключительно в условиях угнетения. Кроме того, так как эти условия угнетения понимаются как неизбежные (а не как один из возможных комплексов внешних условий), результирующая психология женщин подкрепляет восприятие половых ролей как биологически детерминированных, а не как созданных социально.

«ВЕЛИКИЕ МУЖИ» И ЖЕНЩИНА

«Фрейд считал, что феминность, любовь к мужчине и гетеросексуальность женщин являлись результатом раннего открытия девочками того факта, что у них нет пениса. Фрейд полагал, что это открытие направляло женщину на отказ от активного сексуального поведения, на привязанность к мужчине, которая заменяла прежнюю привязанность к матери, и на желание иметь детей мужского пола, чтобы таким образом косвенно обрести пенис».

Эта перспектива определяет женщину как своего рода несовершенную копию мужчины, которая пыжится сравниться с оригиналом, но обречена на провал. Сколько невежества относительно настоящей женской сексуальности! Сколько гордыни и нарциссизма! Как сегодня известно, женская сексуальность намного превосходит мужскую, в том что касается способности испытывать удовольствие и интенсивности и частоты оргазмов. Женская способность создавать новые жизни является великим даром природы, великой радостью бытия. Красота женского тела не может быть сравнима ни с чем; в Античной Греции художники и скульпторы воплощали в своих творениях идеал мужской красоты, феминизируя его. «Власти тех, у кого есть пенис, а не самому пенису, — вот чему завидуют женщины».

В Древней Греции для мужчины гораздо более почётным считалось заключить сперва брак с другим мужчиной, а затем, в целях размножения, жениться на женщине. Родители мальчиков одобрительно расценивали фигуру старшего наставника, который, сожительствуя с юношей в лесу, обучал бы его наукам и философии и посвящал в гомосексуальность.

Действительно, мужчины всегда считали и во многих культурах по сей день считают, что сексуальный контакт с женщиной «загрязняет», «заражает» их и «делает грешными». Многие мужчины, которые являются как бы образцом доброжелательности и ненасилия, стыдятся сексуального желания, которое чувствуют по отношению к своим жёнам, и не способны обращаться с ними уважительно, как с равными им, если вступают с ними в сексуальный контакт. Это переживание мужчинами своей гетеросексуальности как унижения скрывает латентную гомосексуальность, которая презирает женщину, и которая испытывает страх перед властью женщины, когда «невозможно контролировать инстинкты», и мужчина «вынужден удовлетворяться женщиной», выбирая «меньшее из зол». Согласно этим мужчинам, сексуальные отношения с женщинами должны быть только с целью размножения. Они приписывают своей духовности то, что на самом деле является дискриминацией других и собственной латентной гомосексуальностью.

«Дискуссия Ганди и Сэнгер о любви, похоти и контроле над рождаемостью», декабрь 1935 года. Маргарет Сэнгер, известная писательница-феминистка, посетила Индию в 1935 году по приглашению Конференции Индийских Женщин. Она заранее написала Ганди, и они встречались в течение двух дней, чтобы поговорить о взглядах Ганди на женщин и на проблему контроля над рождаемостью.

Ганди выступал за улучшение качества брака через сексуальное воздержание. Он выступал против любой контрацепции и едва соглашался с таким методом репродуктивного контроля, как вступление в сексуальные отношения только в тех фазах менструального цикла, когда женщина не может зачать. Ганди говорил, что другие методы контрацепции ведут к увеличению секса без репродуктивных целей, который является ничем иным как аморальной похотью.

ЧТО ПРЕДЛАГАЛ ДЕЛАТЬ ГАНДИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОКОНЧИТЬ С ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ И ИЗНАСИЛОВАНИЯМИ В БРАКЕ.

Сэнгер: «Вы убеждённо выступали за гражданское неповиновение. Вы бы посоветовали индийским женщинам законодательное неповиновение и неповиновение мужу (в случаях домашнего насилия и сексуального принуждения)?»

Ганди: «Да, посоветовал бы. Однако, в таком сопротивлении, которое в 99% случаев — просто раздражение, не будет необходимости. Если женщина говорит мужу: «Нет, я не хочу», он не будет настаивать. Но её не научили так поступать. Её родители во многих случаях не учили её этому. Я сталкивался с такими ситуациями, когда я беседовал об этом с родителями, и те говорили мужу: «Ради бога, не заставляй нашу дочь делать это». И разумных мужчин я тоже встречал.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГАНДИ В ТЕМЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ

Ганди: «Когда муж говорит: „Нам не нужны дети, но давай займёмся сексом“, что это, если не животная страсть? Если они не хотят больше детей, они должны просто отказаться от секса».

Сэнгер: «Значит, Вы считаете, что секс — это похоть, если только он не ведёт к деторождению?»

Ганди: «Я на своём собственном опыте убедился, что пока я смотрел на свою жену похотливо, мы не могли понять друг друга по-настоящему. Наша любовь не была возвышена».

В книге Риты Банерджи «Секс и Власть: определяя историю, формируя общества» (Rita Banerji «Sex an Power: Definig History, Shaping Societies», 2008) приводятся ранее неизвестные факты из жизни Ганди (Women suffer from Gandhi’s legacy, by Michael Connellan, guardian.com.uk):

  • Ганди полагал, что через менструацию проявляется душевная ущербность женщины, обусловленная её сексуальностью.
  • Во время пребывания в ЮАР, Ганди узнал, что две его последовательницы подвергались сексуальным домогательствам со стороны некоего молодого человека. Ганди персонально остриг девушкам волосы, чтобы «быть уверенным в том, что грешному глазу не за что зацепиться». Об этом происшествии стало известно из записей самого Ганди, который таким образом поддерживал традиционное мнения о том, что женщины ответственны за сексуальную агрессию, которой они подвергаются со стороны мужчин.
  • Ганди придерживался мнения о том, что изнасилованная девушка теряет всякую ценность как человеческое существо. Он утверждал, что убийства чести оправданы и совершаются на благо семьи и всего общества. К концу жизни он смягчил свои утверждения об убийствах чести, но продолжал выступать против противозачаточных средств, характеризуя как «падших» тех женщин, которые ими пользовались.
  • У Ганди была привычка спать с двумя девушками, в том числе, со своей внучатой племянницей, с целью «испытать» свою стойкость в целибате.

То, что Ганди спал с двумя молодыми девушками или девочками, подтверждают многочисленные свидетели, в том числе доктор Бали, автор книг «Rangeela Gandhi» и «Kya Gandhi Maharma The». Девушки, спавшие с Ганди, дали своё согласие на упоминание об этом в официальной публикации («25 Untold Truths About Gandhi», 2012, by Purvi Parikh).

Подобное поведение не преследовало реальный сексуальный контакт, а было практикой по «омоложению мужской энергии». Сам Ганди считал секс ради удовольствия греховным, а влечение между мужчинами и женщинами противоестественным; по его мнению, муж и жена должны жить друг с другом как брат с сестрой и вступать в сексуальные отношения только с целью зачатия (William Shirer «Gandhi a Memoir»). Сам Ганди принял целибат в 36 лет: «долг всех думающих индусов — избегать брака». В 1936 году, в возрасте 67 лет, Ганди публично признавался в каждой ночной поллюции. Тогда же его можно было видеть расхаживающим в набедренной повязке, опирающимся на двух девушек, Абху и Сушилу, которых он называл «walking sticks» — своими ходячими костылями. В его ашраме последователи и последовательницы, состоявшие между собой в браке, должны были проживать отдельно и принимать холодные ванны каждый раз, когда испытывали сексуальное желание. Однако, Ганди советовал молодым людям обоих полов примать ванны и спать вместе, чтобы победить искушение. Если же это не удавалось, то он наказывал девушек, обрезая им волосы. Когда один из его сыновей был уличён в сексуальной связи с замужней женщиной, Ганди подтолкнул его на покаяние в виде семидневного тотального голодания со словами: «Нам не о чем будет жалеть, если он умрёт». («Did Mahatma Gandhi sleep with virgins?», 2004, by Cecil Adams, www.straightdope.com)

Одна из повсюду сопровождавших его девушек, Абха, была замужем за внучатым племянником Ганди. Ганди признавал, что ему было очень сложно спать с ней и не чувствовать сексуального влечения, но подчёркивал, что речь шла «об очень ценном эксперименте». Что касается другой девушки, Сушилы, то её в шестилетнем возрастe «подарила» Ганди её мать в ответ на его просьбу отдать ребёнка ему. Сушила получила медицинское образование, вернулась в ашрам и стала личным врачом Ганди. В 1938 году он писал о своих совместных купаниях с Сушилой: «Когда она принимает ванную, я зажмуриваюсь, я не знаю, купается ли она обнажённой или в нижнем белье. Я могу сказать вам, что она пользуется мылом, я слышу это. Я не видел ни одной части её тела, которую бы не видели другие люди».

Ганди крайне равнодушно относился к собственным детям, которых считал продуктом собственной презренной сексуальности, и которых отверг после достижения ими половой зрелости. После смерти Кастурбы (жена Ганди — прим. переводчицы) в 1944 году, сексуальные «эксперименты» Махатмы стали ещё экстремальнее: он стал спать с жёнами своих последователей и друзей («Sexual torment of a saint: A new book revelas Gandhi tortured himself with the young women who wpeshipped him, and often shared his bed», by Glenys Roberts, www.dailymail.co.uk). Он нарочно преследовал всё большее сексуальное возбуждение, с тем, чтобы доказать, что его ум властвовал над его телом.

Под предлогом того, что искушения должны были быть каждый раз всё большими, в 1947 году Ганди стал спать с своей 18-летней внучатой племянницей Ману Ганди, которую вырастила и воспитала его жена, когда мать девочки умерла. Уже недостаточно молодая 33-летняя Сушила была изгнана из постели Махатмы. Ганди писал Ману, что ему бы хотелось, чтобы она оставалась девственницей до конца жизни: «В любой момент нас могут убить мусульмане, поэтому нам необходимо пройти до конца все искушения плоти, принести самую чистую жертву и спать друг с другом обнажёнными». В свою очередь, Абха, никогда не соглашалась на обнажение. Обе девушки, Абха и Ману находились рядом с Ганди, когда его убили.

Быть женщиной означает быть человеком.
Быть женщиной означает способность зачинать новую жизнь.
Быть женщиной означает способность наслаждаться одним оргазмом за другим.
Быть женщиной означает способность писать музыку и заниматься математикой, пока мы даём грудь ребёнку.
Быть женщиной означает способность проводить в жизнь политику, основанную на здравом смысле и солидарности.

Share

Код для вставки на сайт или в блог:

Один комментарий на «“Учебник для женщин, подвергающихся насилию, которые хотят перестать ими быть. Социальный Стокгольмский Синдром (ССС) женщин, часть 3”»

  1. Алёна:

    «Что произошло бы с этой девочкой, живи она в такой цивилизации, в которой её возможности были бы равны возможностям мальчика? Что значило бы в такой культуре «быть женщиной»? Это риторические вопросы, на который сегодня у нас нет ответов, и надеюсь, что на какой-нибудь планете, вращающейся вокруг какой-нибудь звезды наподобие Солнца, ответы на эти вопросы существуют. Надеюсь, что такова будет и наша судьба, как вида»

    Почему же нет? Есть: «Час Быка» и «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова. Его знаменитые Женщины…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 7 =