14.09.2014

Наказание Евы: перезагрузка. Идеология «естественных родов»

наказание евы
  • Авторка: C.K. Egbert
  • Перевод: mona-lizard
Движение за «естественные роды» не занимается улучшением медицинской практики в женских интересах. Вместо этого, оно возвращает нас к тем темным временам, когда женщинам говорили, что их родовые муки — наказание Евы.

Есть что-то порнографическое в том, как изображается деторождение. Страдания женщины превращаются в основание для шуток или становятся предметом обсуждения в качестве невероятного духовного опыта. Одним из главных способов создания и дегуманизации социального конструкта «женщина» является нормализация и превознесение женской боли. В случае секса нормализируется женская боль во время полового акта («В первый раз всегда больно») или же эта боль прославляется в рамках садомазохистических практик («Физическое насилие так освобождает!»). Схожим образом, о боли в родах — одном из самых мучительных, самых изнуряющих и опасных испытаний в женском опыте — рассуждают, как о неотъемлемой части деторождения, о самоценности. Причинять женщинам боль так сексуально.

«Естественные роды» часто оправдывают на основании того, что это женский выбор, что беременность и роды — «естественный процесс», что это лучше для матери и ребенка (как с медицинской точки зрения, так и потому, что, не пройдя сквозь «естественные роды», женщина не сможет развить «правильную» привязанность к ребенку). В социальном контексте эти аргументы в итоге сводятся к одному — «женские страдания — это хорошо».

Меган Мерфи уже проделала замечательную работу по объяснению того, почему так проблематичен «выбор». Но в отношении деторождения этот «выбор» вызывает еще большее беспокойство. Ведь если женщина не находится в больнице с доступом к услугам анестезиологов или переживает настолько сильную боль, что уже не в состоянии сообщать о своих пожеланиях, или же ее запугивает акушерка, у нее и вовсе нет выбора. У нее нет стоп-слова, как в БДСМ-практиках, чтобы прекратить боль (имеется ввиду идеализированный образ садомазохистических практик, а не то, как на самом деле женщин вовлекают и удерживают в этих практиках). Более чем неразумно предполагать, что женщина в родах может сама привезти себя из дома в госпиталь, если она вдруг все-таки решит, что ей нужна эпидуральная анестезия. Состояние женщины в родах — особенно уязвимое, и не только разумно, но и необходимо, чтобы в этом состоянии ей предоставлялся превосходный и чуткий медицинский уход.

Когда люди продвигают «естественные роды» как «обретение силы через выбор» (звучит знакомо?), они удобным образом игнорируют всех женщин, которые пострадали при деторождении или для которых роды стали (и это вполне объяснимо) — одним из худших жизненных испытаний. Защитники «естественных родов», как и многие адепты про-секс движения, совершенно не заботятся о вреде, который продвигаемые ими практики причиняют женщинам, или же о том, как предотвратить этот вред.

Женщины могут совершать выбор, если они выбирают страдания и считают себя освобожденными через муки.

Другая проблема идеологии «естественных родов» состоит в том, что, как известно по хорошо изученному феномену адаптивных предпочтений, женщины привыкают выбирать среди различных вариантов именно то, что им доступно. Если женские страдания и отказ в паллиативном уходе нормализированы, — женщины будут ожидать страданий и боли. Это именно то, чего они уже и так ждут, учитывая, что с раннего детства их социализировали в женском гендере и учили, что их тела — это вещи, которыми мужчины будут пользоваться и причинять боль. Женщин запугивают, принуждают, говорят нам, что мы эгоистки, плаксы и плохие матери. Идеология «естественных родов» вредна по двум причинам. Во-первых, она ликвидирует потребность в поиске более безопасных и эффективных болеутоляющих средств.  Во-вторых, если эта идеология получает достаточную популярность, она приводит к регрессу в сфере социальной медицины — что уже произошло в Великобритании, где женщинам систематически отказывают в болеутоляющих средствах при родах.

Еще одним аргументом в поддержку «естественных родов» является то, что боль при деторождении  «естественна», а беременность — «естественный физиологический процесс». Разумеется, нет ничего неестественного в любом виде боли, но, в отличие от того, что проповедуют защитники «естественных родов», любая боль имеет причину — и она чаще всего в том, чтобы сообщить нам, что мы больны или ранены. А если акушерка говорит, что родовая боль чем-то отличается от боли в ответ на телесное повреждение, она явно ничего не знает о деторождении: роды — крайне опасный процесс, в ходе которого части женского тела могут весьма буквально разорваться.  Некоторые говорят, что боль в родах сравнима с силовой тренировкой или забегом на марафонскую дистанцию, но, разумеется, боль от физических нагрузок не настолько экстремальная, как боль в родах, эти нагрузки используются нами для улучшения собственного здоровья и, что наиболее важно, мы в любой момент можем остановиться. На самом деле, даже если боль не вызвана травмой или повреждением, — это не повод отказывать в облегчении страданий. Например, мигрени бывают очень болезненными, но чаще всего они неопасны, — было бы абсурдно со стороны врачей отказывать в болеутоляющих при мигренях, ссылаясь на то, что мозг больного не поврежден.

Однако согласно идеологии «естественных родов», если боль переживает женщина, даже если страдания очень сильные и длительные, облегчение ей не нужно.

Аргумент о «естественности» беременности и деторождения несостоятелен по нескольким причинам. Во-первых, здоровая женщина в течение своей жизни «естественно» не забеременеет, для этого требуется некоторое весьма конкретное действие (защитники «естественных родов», кажется, не много знают о репродукции). Роды также не являются частью здорового функционирования женского тела: беременность и деторождение опасны и вредны для физического и психологического здоровья женщины. И часто нанесенный урон непоправим. Во-вторых, смерть, в отличие от беременности, — это то, что неотвратимо и естественно произойдет с каждым человеком, однако естественность этого процесса не вынуждает нас говорить о том, что пора прекратить  попытки отсрочить смерть или о том, что мы не должны пытаться сделать смерть настолько безболезненной и комфортной, насколько это возможно.  Но если принимать «естественность» как путешествие во времена до медицинской помощи, тогда «естественно» много женщин будет умирать в родах и «естественно» много детей не доживет до взрослых лет (фактически две главные причины перенаселения — это то, что люди стали дольше жить, и то, что выживает больше детей, чем выжило бы «естественно»). Очень удобно защищать «естественность», если она  причиняет вред только женщинам.

Защитники «естественных родов» также утверждают, что обезболивающие средства «вредят» женщине и плоду и мешают установлению «правильной» привязанности между ней и ребенком. Но если мы на самом деле считаем женщину человеком, мы не можем ставить благополучие плода выше права женщины на целостность тела и на достаточный медицинский уход, точно так же, как совершенно недопустимо, чтобы женщин вынуждали донашивать беременность, даже если это угрожает ей серьезными физическими повреждениями или смертью (на самом деле, нет никаких эмпирических доказательств того, что обезболивающие, используемые в родах, наносят какой-либо заметный вред плоду).

Но что на счет аргумента о вреде женскому здоровью, наносимом обезболиванием в родах? Мы наверняка не прислушались бы к этому аргументу, если бы нам сказали, что надо привязывать пациентов к операционному столу и оперировать без анестезии, так как общий наркоз — нередко самая опасная часть операции. Вместо того чтобы устранять паллиативный уход, мы в этом случае ищем более безопасные и эффективные способы выполнения оперативных вмешательств и анестезирования. Апологеты «естественных родов» не тревожатся о благополучии женщины, так как они не продвигают более безопасные и эффективные формы обезболивания. Они твердят, что анестезию необходимо убрать, так как страдания женщины в родах — это нормально и даже хорошо. Феминистки приветствуют попытки сделать процесс деторождения более комфортным для женщин (например, через эмоциональную поддержку, родильные палаты, обставленные как домашняя среда, и так дальше), и эти попытки отлично сочетаются с предоставлением медицинского ухода и обезболивания.

Еще раз, опасность анестезии становится проблемой, а не нормальной частью медицинской терапии, только когда и потому что она касается женщин.

Аргумент о формировании «привязанности» между женщиной и ребенком базируется на неврологическом исследовании, которое показывает, что окситоцин (гормон «счастья») высвобождается в родах. Отсюда вроде бы следует идея о том, что женщина не будет привязанной к своему ребенку, если она предварительно не переживет физические муки. Это также означало бы, что приемные родители (не говоря уже об отцах, тетках, дядях, бабушках и дедушках) не способны переживать сильную привязанность к своим детям. Страдания не необходимы и не достаточны для женщины, чтобы ощутить привязанность к ребенку или свою материнскую состоятельность. Что касается неврологических доказательств, то окситоцин также вырабатывается, когда мы играем с домашними животными или обнимаемся с друзьями — совершенно безболезненно.

Для ясности: право женщины отказаться от определенного медицинского действия (или согласиться на него) в аргументации апологетов «естественных родов» на самом деле никогда не стоит на кону. И я не агитирую против информированного согласия или женской автономии в принятии решений относительно медицинского лечения. Вопрос в том, что мы будем нормализировать: адекватный паллиативный уход или отказ в этом уходе? Некоторые могут сказать, что медицина — глубоко мизогинная сфера. Женщин часто подвергают болезненным, ненужным и ненужным болезненным процедурам; существует проблема недостаточных исследований в сфере женского здоровья; а также традиционная медицина не справляется с лечением «человека в целом». Я согласна со всей этой критикой. Тем не менее, движение за «естественные роды» не занимается улучшением медицинской практики в женских интересах. Вместо этого, оно возвращает нас к тем темным временам, когда женщинам говорили, что их родовые муки — наказание Евы.

Большинство акушерок и защитниц «естественных родов» может быть женщинами, и это не должно нас удивлять. Ритуальное унижение часто совершается людьми, которые прошли то же самое, и совершенно необязательно, чтобы эти люди принадлежали к доминирующей группе (сравните с процедурой женского генитального обрезания или армейской дедовщиной). Армейская подготовка работает, потому что через объективацию, насилие и унижения солдаты идентифицируются с объективированной самостью, таким образом, у них позже не возникает проблем с тем, чтобы причинять кому-то вред во имя своей группы. Часто мы можем дать миру только то, что давали нам, и когда другие не могут относиться к нам с пониманием и сочувствием, мы учимся быть бесчувственными по отношению к другим. Болезненное и принудительное деторождение, женская субординация, сексуальные домогательства и сексуальное насилие — все это нормализируется для женщин и женщинами же, так как в условиях систематического абьюза, нам не дают возможность развить какую-либо субъектность и идентичность вне системы угнетения. И это именно то, с чем нам, как феминисткам, следует бороться.

Share

Код для вставки на сайт или в блог:

24 комментария на «“Наказание Евы: перезагрузка. Идеология «естественных родов»”»

  1. Марго:

    Хорошая статья. Полезная. Только не учтено, что сторонники естественных родов обыкновенно говорят от правильной, естественной позе деторождения, в которой боль уменьшается, а также ратуют за то, чтобы разрешение от беременности происходило дома, что уменьшает стресс роженицы. И это правильно, на мой взгляд. Неправильно — это делать столь сильный акцент на благополучии плода и столь малый — на благополучии матери, в этом автор статьи совершенно права. Женщина не должна пытаться рожать без мед.помощи, если ей слишком больно или страшно, или если она не уверена в здоровье своем и плода. Но, кстати, мед.помощь при родах зачастую оказывается настолько отвратительно (особенно в провинциальных роддомах), что роды дома, с «естественной» акушеркой и мужем — иногда действительно лучший выход. Так что важно ,учитывая все это, раскрывать тему объемно, чтобы не подавать повода уличить себя в однобокости и фанатизме.

  2. Светлана:

    Насколько я видела, в обычном роддоме к женщинам относятся как к животным. Персонал во всю пользуется уязвимым положением рожениц, тем, что они не могут за себя постоять. Когда переживаешь за свою жизнь и за жизнь своего ребенка ссориться с санитарками и врачами не будешь, да там и не до того, просто нет сил отстаивать что-то. Силы надо тратить на другое. У рожениц вымогают деньги на бритье, пеленки, ремонт палат, посещение родственников, смесь для вскармливания. Обращаются чрезвычайно грубо, прямо как к заключенным (куда пошла?! Эй ты!). Например, акушер может пристыдить: — Посмотрите на нее! Ишь ты, не хочет тужиться изо-всех сил, там порваться же все должно! Жалеет себя, что ты будешь делать! Давайте резать, раз жалеешь!

    В послеродовом запросто ругают и стыдят за отсутствие молока. Это норма. Тут же предлагают чудодейственный массаж груди за наличный рассчет. Информация об этой услуге передается из уст в уста замученных тревогами молодых мам. Массаж чрезвычайно болезненный, но как говорят, без этого ничего не получится.

    Вспоминается все это как ад.

    • admin:

      И все же это не значит, что «естественные роды» — в самом деле естественны. Или что роды дома — единственная альтернатива ужасам роддомов.

      • Светлана:

        Однозначно нет! Если что-то пойдет с осложнениями шансов остаться в живых дома будет меньше. В род домах, есть надежда, что откачают и мать и дитя, оборудование под рукой по крайней мере есть.

      • Светлана:

        Выбор вот какой перед женщиной стоит — род дом, где как ну по-типу с животными. Может повезет и будет по-легче. Но это лотерея с одним шансом на…
        И второй вариант за большие деньги в хорошем роддоме. Вот собственно.

    • Так массаж помогает или нет?
      или молоко само приходит через какое-то время, выдавая это за результат массажа?

    • Ольга:

      Светлана, то, что вы описываете — это уже прошлое, или осталось только в самых бедных провинциальных роддомах. Сейчас рожениц не только не бреют (по крайней мере в нашем городе в России), но и рожают в отдельных боксах, окситоцин уже всем подряд не колят, как и обезболивающие, только по показаниям, и рожать можно с мужем вместе или с родственницей/ком (в том же отдельном боксе), и атмосферу в боксе можно создать, музыку включить и т.п., медперсонал уже не такой как в совке, уже есть понятие «сервиса» и «услуг». В общем, если совершенствовать медицину, то эти проблемы, которые сторонники ЕР считают причинами рожать дома без медпомощи, будут решены.

  3. Балашова Алеся:

    Как женщина родившая 5 человек детей, хочу вставить свои ощущения от статьи. Дело в том что роддом- это не панацея. Там работают маньяки, извращенцы и садисты. К сожалению там губят, а не помогают. И домашние роды без помощи ЛУЧШЕ!!! Нах такую «помощь». И дитю лучше когда не обрезают пуповину мгновенно и она( он) недополучает стакан крови. И вот эти терзания с обтиранием, закапыванием и измерениями. ( кому это это надо?! Только что рожденной лялечке?). Мне кажется патриархату нравится вот этот контроль: женщине опасно и часто невозможно ( ах да и больно!) родить самой! Мы должны помочь! Оглянитесь на опыт Голландии. И на мой частный случай. 5-го дома родила. Мне не было так больно и страшно, как в роддоме/дурдоме. Я взяла ответственность на себя. ( даже без мужа и акушерок). И мой 5-ый ребенок не орал истошно при рождении. Потому что может это было не лежа, это как покакать лежа в потолок. Простите, за сравнения. Рожать следует вертикально, но в роддомах выгодно покалечить обоих и ребенка и мать, а потом лечить и рассказывать как хорошо что все в «стенах» произошло, мы же спасли$(((.

    • admin:

      Речь в статье идет не о том, как кому-то «повезло» родить дома, а о том, что дихотомия «медикализованные роды» против «естественных» ложная, а в частности о том, что «естественность» суммы различных практик, подразумеваемых под ЕР, очень уж сомнительна.

  4. Елена:

    Честно говоря, я не совсем понимаю, о чем пишет автор, почему выставляет ЕР в свете садо-мазо.
    Когда я была беременна в первый раз, то я выбирала РД, где меня не будут унижать и мучить и где большая часть будет зависеть от меня, а не от (непрофессионального) вмешательства врачей. Ведь известна статистика, что за рубежом в частных клиниках высок процент кесарева, более половины. Это нормально? Это соответствует проценту здоровых женщин, способных родить самостоятельно?! Также известны случаи, когда врач «торопит» роды, чтобы побыстрее уехать домой.

    Всего этого я хотела избежать и выбрала ЕР в РД «Радуга». И не жалею. Услуги «нормальных» акушерок в лучшем случае бесполезны.

    С другой стороны, хочу отметить, что мне тоже кажется пропаганда ЕР, естественного материнства и т.п. неадекватной. Там идет манипуляция: если ты настоящая женщина, прародительница, то ты должна всю жизнь в это вложить, иначе твои дети родятся «травмированными», вырастут недолюбленными и т.п. Авторы подобных писулек совсем не хотят видеть реальное положение женщин в патриархальном укладе. Если бы оно было такое сладенькое, а не бесправное, разве кто-нибудь захотел бы лучшей жизни?
    В общем, эта вся современная пропаганда пытается сделать женщину «настоящей», действительно «замужней» — т.е. такой, у который ни сил, ни времени, ни образования ни на что нет, кроме обслуживания семьи. Полоняничное тело. И это называется самореализацией и счастьем?! Неудивительно, что американки в 60-70 стали бунтовать против такого семейного счастья.

    Если вернуться к процессу родов. Не так уж и больно. И всяко лучше уметь рожать самой (в т.ч. освоить техники дыхания), чем полагаться на этих придурков.
    ))Я свято верила, что «естественно рожденные дети» будут самые здоровые, спокойные и гармоничные, а мои — спали у меня только на руках и унаследовали ряд заболеваний по отцовской линии. Ну хоть я не порвалась и вспоминаю этот опыт спокойней, чем большинство женщин «с правом на обезболивание».

    • admin:

      В статье поддается критике понятие «естественности» в словосочетании «естественные роды».

  5. Если уж статья написана в феминистском ключе, почему автор малодушно замолчал право выбора женщины между так называемыми естественными родами (хотя что может быть естественного в том, что женщина извивается от боли, испражняется в процессе и орет не своим голосом) и операцией родовспоможения «кесарево сечение». Если женщина имеет право распоряжаеться своим телом, то почему этого права она лишена?! Да, конечно, здесь должен быть информированный, осознанный выбор. Но этого в наших роддомах нет вопреки всем общечеловеческим нормам. То есть получается парадокс: на аборт женщина имеет право, а родить ребенка тем способом, который она сама для себя считает удобным, ей не позволяется. Объективация чистой воды…

    • admin:

      Статья написана для того, чтобы подвергнуть критике понятие «естественности» в том наборе практик, который женщине предполагается выбрать. Отчего-то многие комментаторы малодушно предпочитают игнорировать эту критику и сосредотачиваться на совершенно ином.

    • Ольга:

      Согласна насчет кесарева — выбор должен, просто обязан быть. Но , думаю, автор не умолчала, а просто оставила это для другой статьи.

  6. Анна:

    Какая-то путаница у автора.Естественные роды в нашем государстве и в наше время-процесс дорогостоящий и геморройный сам по себе.И домашние роды с естественными мешать тоже не стоит.Хотя безусловно только сама женщина выбирает способ родоразрешения и место.И кстати в Петербурге кесарево по желанию делают довольно давно,правда за деньги.Но как человек,переживший 2 полостные операции,даже представить не могу,кому в здравом уме захочется сознательно переживать пост операционное восстановление да ещё и с младенцем на руках.Анастезию в родах вроде бы никто не отменял,многим она по показаниям делается,а если хочется просто так,то стоит она очень и очень не дорого.И единичны случаи противопоказаний к ней.Проблемы только у большинства женщин.Они ничего не знают и знать не хотят,а некоторые и принципиальную позицию занимают:» Никому платить не буду,буду рожать бесплатно».Были бы с другой позицией,договорились бы об анестезии.Сами себя не любят и не уважают.

  7. Леся:

    Я несколько лет работаю медсестрой-анестезистом в роддоме. Делюсь совершенно объективно и беспристрастно тем, что знаю и делаю сама, что вижу и наблюдаю каждый день на работе. Рожать больно ВСЕМ. Есть женщины, кто полностью отказывается от любой анестезии и выдерживает весь процесс до конца. Им тоже больно, они стонут, но терпят. Таких единицы, по пальцам можно пересчитать. Есть те, кто сначала не хотят обезболивание, но затем не выдерживают и просят сами. Таких чуть больше. Те, которые не отказываются от анестезии, полагаются на компетентность врачей, ведут себя адекватно и в родах стараются делать то, что им говорят — это большинство. И есть небольшая часть таких женщин, которые с первой минуты поступления не могут выдержать ни одной схватки, теряют контроль над собой, истерят, мечутся, кричат, чтоб их срочно прокесарили, или чтоб их лучше убили, что вокруг все садисты и тп. Читайте внимательно! Со всей ответственностью утверждаю — ПОЛНОСТЬЮ ОБЕЗБОЛИТЬ РОДЫ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА НЕ СПОСОБНА НИ ОДНА АНЕСТЕЗИЯ. Анестезия в родах способна только облегчить боль. И это медицинский факт. Эпидуральная анестезия делается только при открытии шейки матки с 4 до 7 см. Раньше и позже — нельзя, помешает процессу родов. ДО и ПОСЛЕ этого приходится терпеть. А процесс открытия шейки идет до 12 часов, по 1-2 сантиметру в час. В среднем 6-8 часов. И все это время женщине больно. Что дается, чтоб обезболить ДО эпидуральной — внутривенное обезболивание. Оно снимает боль на час-полтора. ПОСЛЕ эпидуральной можно дать только масочное обезболивание газом — закисью азота. Оно дается только на 20 минут. Не потому что жалко газа, а чтоб не повредить малышу. Далее, про «садизм» и «придурков» в роддомах. Помню отзывы моей мамы о родах, как она рожала меня. Да, жаловалась на грубое обращение акушерок и санитарок. Это было в советском роддоме в 70х годах. Когда я сама стала работать в роддоме, я всегда помню это и отношусь ко всем женщинам одинаково внимательно. Но так поступаю не только я, но и все остальные сотрудники. Наша заведующая ввела очень четкие правила общения с пациентами — только вежливо и позитивно. Не допускается никакого повышения тона. Абсолютно исключена грубость и окрики. Спокойная музыка в родзале и дородовых, присутствие партнера на родах (по желанию женщины, чаще всего муж или ее мать), фото и видеосъемка родов и новорожденного — все это у нас разрешено. Наши девочки не только акушерки и анестезистки еще и психотерапевты поневоле. Я могла бы много рассказать о том, как ночами сидишь у кровати роженицы и слушаешь ее рассказы о свекрови, о муже, о детях, о собачке дома… зато ей от этого легче. Очень часты случаи, во время схватки женщина просит дать ей руку — подержаться. Приходишь утром домой, а на руках синяки… Перед операцией многие женщины просят взять их руку, словно подпитываются. Я всегда даю руку, помню, что и я могу оказаться на этом месте. Если женщина устала в родах и пересохли губы, а пить ей нельзя, идешь, смачиваешь салфетку, протираешь роженице губы… Так у нас делают все. У нас рожают наши подруги, рожали коллеги, к нам приезжают рожать из других городов. Наш роддом находится в закрытом режимном городе, но люди все равно оформляют пропуска за 2 месяца до родов и никому из желающих ни разу не отказали. Да, : ВСЕ БЕСПЛТАНО. за годы работы

    • Ольга:

      И читала отзывы и в ближайшем окружении есть примеры, когда эпидуральную анестезию оставляли даже на потуги — «по блату» или за деньги или по ошибке анестезиолога — но суть в том,что полностью обезболить роды реально, просто вредно, риска больше, но в принципе возможно.
      И вы подтвердили мысль статьи — если женщина не терпит «ни одной схватки», то отношение к ней будет осуждающее, даже если вслух вы этого ей не говорите.

  8. Леся:

    Продолжу предидущий пост: все абсолютно бесплатно. За годы работы в роддоме лично я не получила ни копейки помимо зарплаты. Да, мамы и папы часто благодарят: приносят торты и конфеты, кофе, цветы… Но только по их собственной инициативе. Иногда картины дарят, вешаем в кабинет на стены — красиво)) Но денег никто не требует, ни прямо, ни косвенно.

  9. Ольга:

    «Страдания женщины превращаются в основание для шуток»
    Оу, это точно. В одном и том же сериале, например, мучения в схватках могут преподнести как юмористическую сценку,а мучения мужчины от открытого перелома -как невероятные ужасающие страдания.

    «этот «выбор» вызывает еще большее беспокойство»
    Особый шик — отрицать сам факт боли, чтобы выбирать даже в голову не пришло никому. «Не так уж и больно» — как говорится, не хочешь решать проблему, притворяйся, что её нет.

    «естественность» -это вообще просто по-моему мода последних лет 15-20 на все «природное. Еще понятно,когда обыватели об этом говорят, но когда это делают медики..Насколько я знаю, рпи постановке на учет женщине обязательно несколько раз напомнят, что «беременность-не болезнь» — видимо чтобы поменьше жаловалась.

    Вообще ужас конечно, что самим женщинам не хочется это изменить, для своих дочек и внучек. вместо изменения ситуации пытаются изменить к ней отношение.

  10. Ольга:

    Согласна с теми, кто написал о необходимости предоставить женщине выбор — роды или кесарево сечение. К моменту родов мозг у меня был промыт тем, что роды — это хорошо для ребенка и нужно потерпеть. Теперь, когда я знаю, что это такое, если забеременею — то только кесарево. Уверена, что смогу добиться. А уж глядя на подруг с детьми, страдающими ДЦП — и подавно.

  11. Юлия:

    Кесарево сечение — тоже не альтернатива, это полостная операция, чреватая осложнениями, и после неё долгое время мучают боли в месте разреза, особенно сразу после операции.

  12. Анна:

    Конечно, природа наградила женщину болями в родах (но все же не считаю, что это какая-то адская боль), прежде всего, как мне кажется для того, что бы женщина почувствовала, что ребёнок вот-вот родится и что ей нужно приготовиться к тому, что бы встретить его. Но природа так же наградила Ее счастьем деторождения и материнства сразу же после родов, чего не испытывает мужчина. Абсолютным принятием своего ребёнка и безграничной любви к нему.

    • frau-zapka:

      Про награды от природы почему-то не вспоминают, когда лечат природный кариес и природный аппендицит. В природе люди не доживали и до 30 лет, а умерших от естественности младенцев и сейчас в некоторых местах без счета. «Безграничная любовь» — это социальный конструкт, подтверждений её биологического происхождения никем не обнаружено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + семнадцать =