24.01.2014

Патриархат

патриархат
  • Источник: Блог accion-positiva
  • По материалам: На основе одноимённого текста Марты Фонтенла
Патриархат — это система общественно-политических и экономических отношений между полами, основанных на базе общественных (семья, государство) и частных ("любовь") институтов, поддерживаемых междуклассовой и внутригендерной солидарсностью мужчин.

Патриархат — это система общественно-политических и экономических отношений между полами, которые основываются, поддерживаются и структурируются:

  1. на базе определённых институтов: общественных (семья, государство) и частных («любовь»);
  2. на базе междуклассовой и внутригендерной солидарности мужчин (фратрия), которые в качестве социальной группы коллективно и индивидуально угнетают женщин (всех коллективно и каждую в отдельности), присваивая себе продуктивную и репродуктивную рабочую силу женщин, их физические тела и всё произведённое ими (производительный труд[1], деторождение, «красота»), с применением в целях принуждения как прямого, открытого, так и косвенного, невидимого насилия.

Феминистские теории происхождения патриархата и описания его различных исторических/национальных форм позволяют утверждать, что он является историческим и социальным конструктом, а значит, можно предположить, что существует способ/способы его замены другой экономической и политической моделью, более эгалитарной и справедливой.

Буквально «патриархат» означает «правление отцов», исторически этим словом было принято обозначать тип общественной организации, при котором власть принадлежит мужчине-главе семьи и собственнику личного имущества, в состав которого входят дети, жена, рабы и неодушевлённая собственность, движимая и недвижимая. Основой такого общества, разумеется, является семья. Патриархат является антропологическим инвариантом.

В ХХ веке дискуссии о патриархате возобновились в шестидесятых годах в контексте феминистского движения, пытавшегося найти объяснение ситуации угнетения и подчинения женщин, а также возможный выход из этой ситуации. Герда Лернер определила патриархат как «проявление и институционализацию мужского господства в отношении женщин и детей в семье и распространение этих отношений господства на всё общество. Патриархатное господство мужчин выражалось в абсолютной власти мужчин относительно детей, власти над женой и конкубинате».

Двумя важнейшими институтами, управляющими жизнью женщин в патриархате, являются обязательная гетеросексуальность и так называемый «сексуальный договор». Обязательная гетеросексуальность необходима для последовательного воспроизводства патриархата, так как обеспечивает императив сожительства женщин с мужчинами (сожительство может быть организовано в виде брака, в виде конкубината или в виде проституирования женщин) и поддерживает численное соотношение между полами в необходимой пропорции (мужчины должны численно превосходить женщин). Отношения между социальными группами «мужчины» и «женщины» — это отношения власти, которые распространяются на все остальные виды общественных отношений (класс, раса).

Определение патриархата как правления отцов сохраняется вплоть до современной эпохи, когда новый мужской класс-протагонист — буржуазия начинает нуждаться в новом концептуальном обосновании своей власти, адаптированном к изменившимся историческим условиям. Этим новым концептуальным обоснованием патриархата стала концепция общественного договора. Символически «власть отцов» была заменена на идеал «свободы, равенства и братства», который относит нас к фратрии, союзу братьев: в современную эпоху для осуществления патриархатной власти мужчины заключают между собой внутригендерный межклассовый пакт/договор на основании символического братства. Фратрия — это клятвенный групповой союз, который формируется в условиях внешней угрозы[2], и в рамках которого его члены воспринимают этот союз как средство поддержания собственной идентичности, достижения специфических целей и защиты специфических интересов группы (С. Аморос).

В процессе формирования современных государств власть над жизнью и смертью детей и женщин перешла от мужчины-главы семьи к Государству, которое продолжало гарантировать подчинение женщин и их «прикрепление» к мужчинам (отцу и мужу) законодательно и экономически, препятствуя формированию женской гражданской и политической субъектности.

Радикальный феминизм, начиная с Соланас и Миллет, выдвинул теорию о политическом характере сексуальных (половых) отношений, сами эти отношения понимаются как средство, с помощью которого мужчины доминируют над женщинами. Целью этого доминирования Миллет полагает управление и извлечение прибыли из женской сексуальности. Файерстоун указывала в этом смысле на репродуктивную способность женщин. Анна Йонасдоттир полагает базовой проблемой патриархата и его смысловым ключом «любовь»: специфическую социо-сексуальную борьбу за власть, борьбу за право и возможность определять политические условия половой любви. Йонасдоттир развивает идеи Миллет и Файерстоун, концентрируя свои исследования на вопросах сексуальности и «любви» и ставя под вопрос современную гетеросексуальность, контролируемую мужчинами.

Контроль над воспроизводством формирует в обществе систему классов, основанную на отчуждении женских тел и женской репродуктивной способности и существующую параллельно системе экономических классов, основанной на производственных отношениях. Женщины представляют собой общественный и экономический класс, мужчины отцы-мужья контролируют физические тела женщин и присваивают себе их продуктивный и репродуктивный труд. Кристин Дельфи утверждает, что производительные отношения между мужем и женой в современной нуклеарной семье представляют собой отношения начальника, труд которого интегрирован в общественную систему рынка и поэтому монетизирован, учтён и видим, и подчинённой, труд которой не интегрирован в рыночные отношения и поэтому становится невидимым, что в свою очередь открывает неограничные возможности эксплуатации и извлечения прибыли из женщин в рамках семьи.

Хейди Хартманн указывала, что патриархат является дуальной системой, в которой отношения между мужчинами являются, с одной стороны, иерархическими, но с другой стороны — солидарными, взаимозависимыми и взаимоподдерживающими в целях осуществления господства над женщинами и детьми. Не только «система», но и мужчины как таковые угнетают женщин, маскулинность является индивидуальным инструментом, позволяющим осуществлять это угнетение. Мужчины контролируют рабочую силу женщин с помощью гетеросексуального брака и ограничений женской сексуальности, которые осуществляются не только в рамках брака/семьи, но и со стороны всего общества.

Женщины подвергаются различным степеням и типам патриархатного угнетения, одни из которых являются всеобщими, а другие — специфическими (Одри Лорд).

Share

Код для вставки на сайт или в блог:

Один комментарий на «“Патриархат”»

  1. Ольга:

    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − один =