15.12.2014

Женщины и общество в доисламский период

Женщины в доисламский период
  • Авторка: Розмари Сукдео
  • Источник: Тайны за паранджой. Ислам, женщины и Запад
В доисламский период рождение девочки считалось нежелательным. К обычаю умерщвления младенцев женского пола иногда прибегают в Аравии и по сей день. Некоторые утверждают, что объяснялось это представлением о племенной чести, так как пленение дочери могло навлечь неизгладимый позор на всех ее родственников.

В доисламский период арабы представляли собой в основном кочевые племена, реже — занимавшиеся сельским хозяйством или торговлей оседлые общины. Эти сообщества характеризовались раздробленностью, что обуславливало необходимость в харизматическом лидере, способном их сплотить. Этим лидером оказался Мухаммад, родившийся в 570 г. н.э. Он объединил племена Аравийского полуострова на основе религиозного единства, а не общности происхождения, служившей фундаментом клановой системы. В результате некогда раздробленные, воюющие между собой группы обрели единую власть и соединенную военную мощь.

Это привело к ликвидации раздоров, характерных для периода разрушения племенного уклада и послужило причиной повсеместного успеха ислама. Мухаммад преобразовал арабское общество, что повлекло самые далеко идущие последствия для женщин. Последствия, которые неизменно действовали на протяжении многих веков.

Брак в доисламской Аравии

Брачные традиции в доисламский период определяются термином «джахилийа». В те времена женщины пользовались большей сексуальной свободой, чем после установления ислама. Доисламский период мусульманские источники определяют как «эпоху невежества» или «век тьмы». Считается, что в то время люди не обладали способностью различать дозволенное и недозволенное. Ислам претендует на то, что вместе с ним человеку были явлены критерии законности, прояснившие в том числе принцип отцовства.

Прежде существовало много видов брака, включая полиандрию (многомужие), при которых счет родства мог вестись по материнской линии (матрилинейные браки). В таком случае женщина оставалась членом своего клана, но мужей выбирала по собственному усмотрению из других. При этом определение клановой принадлежности ее детей могло оказаться весьма непростой задачей, и родство считали по матери. Возможна была и полиандрия, при которой брачные союзы носили временный характер и разрывались по усмотрению женщины. Знаком для этого могло служить то, что женщина меняла направление входа в шатер: допустим, если вход сначала был обращен на восток, а затем вдруг переносился на запад, женщина тем самым давала понять, что мужчина более не должен туда входить.

Независимость женщин от мужей и их склонность к сексуальному самоопределению, вероятно, были возможны при поддержке клана. Такая независимость сохранялась даже с усилением патрилинейных тенденций во времена Мухаммада, выражавшихся в обычае умыкать или выкупать невесту.

Гертруда Стерн в 1939 году составила обзор брачных традиций в этом архаичном обществе. Ее работа описывает свадебные традиции, процедуру помолвки, обычаи опекунства, формы приданого, нормы, связанные с нарушением супружеской верности и разводом. Она не установила «каких-либо фиксированных институтов брака» и говорит о большом разнообразии форм сожительства, основной чертой которых является слабость брачных связей и практическое отсутствие их нормативной регуляции.

Ислам и брак

Автономия женщин была существенно сокращена с установлением ислама, что также ускорило переход от матриархата к патриархату. Это произошло в результате распространения лишь одной из принятых ранее форм брака, наиболее близкой к патрилинейной. Кроме того, ислам осудил матрилинейные союзы как «зина», то есть супружескую неверность. В новом патриархальном обществе у женщины не было уже ни воли, ни свободы, ни независимости. Их стали рассматривать в качестве имущества патриархальных кланов, производительниц потомства. Общество коренным образом изменилось.

Другая разрешенная форма брака — это «мута», временный брак или брак ради удовольствия. Когда мужчина приезжает в чужой город с целью торговли или джихада, или если он долго находится вдали от своей семьи, он может вступить в брак за определенную денежную сумму в зависимости от его продолжительности. Женщина в таких случаях сохраняет свое имущество, но должна заботиться о мужчине. Цель такого брака — сексуальное наслаждение.

Брачные традиции в исламе основываются на санкционированном свыше праве мужчины.

Матрилинейное родство Мухаммада

Дед Мухаммада до своей смерти оставался правителем Мекки и вождем племени курайш. Желая заручиться поддержкой другого клана, он выдал своего сына Абдуллу за Амину бинт Вахб. Брак между родителями Мухаммада был матрилинейным; Амина по- прежнему находилась со своей семьей. После свадьбы Абдулла жил в течение трех дней с Аминой, после чего время от времени ее навещал. Такова была обычная в то время практика.

Абдулла погиб во время торговой экспедиции в Сирию; его жена тогда была беременна Мухаммадом. Раб, пять верблюдов и несколько овец — вот и все наследство, которое осталось после Абдуллы. Таким образом, Мухаммад был первым и единственным ребенком от этого брака. Потом Амина со своим сыном Мухаммадом и рабом совершила паломничество к могиле отца в Медине, но по пути домой заболела и вскоре умерла. Мухаммад остался сиротой в возрасте всего шести лет. Дед по отцу взял мальчика к себе, и таким образом его родство стали считать по отцовской линии.

Полигамия

Согласно мусульманским историкам в доисламский период не существовало ограничений на число жен у одного мужчины. У вождей родов и племен могло быть много жен, так как это позволяло устанавливать тесные политические связи с другими племенами и родами. Сообщается, что некоторые исторические личности имели одновременно от 10 до 500 жен. В связи с этим некоторые заявляют, что Мухаммад перевел отношения между полами на более высокий уровень культуры, ограничив дозволенное число жен четырьмя.

Гертруда Стерн и другие исследователи подвергают сомнению этот тезис. Она утверждает, что мы не располагаем надежными свидетельствами о полигамии в Медине и Мекке доисламского периода. Стерн пишет, что проделанные ею «исследования генеалогических таблиц не дают основания предполагать, что существовала четко определенная система полигамных отношений».

Фактически это подтверждено Пиктхаллом, признанным переводчиком Корана. Он заявляет, что Мухаммад обеспокоился судьбой разведенных женщин, вдов и незамужних сирот, поэтому ввел систему полигамии, при которой одинокие женщины помещались в семью и пользовались защитой мужчины не как сородича, а именно как мужа. Строится эта теория на предположении, что полигамия была обоснована в Коране после катастрофического поражения в битве при горе Оход, в которой пали многие мусульмане, оставив вдовами своих жен.

Некоторые считают, что вопреки сведениям мусульманских историков, в доисламский период полигамия не была распространена ни в Мекке, ни тем более в Медине. Мухаммад же утвердил и распространил принцип многоженства, причем в основном для того, чтобы оправдать собственную практику во время вынужденного пребывания в Медине.

Обычаи доисламской Аравии

В доисламский период рождение девочки считалось нежелательным. К обычаю умерщвления младенцев женского пола иногда прибегают в Аравии и по сей день. Некоторые утверждают, что объяснялось это представлением о племенной чести, так как пленение дочери могло навлечь неизгладимый позор на всех ее родственников. Другие полагают, что происходило это из-за бедности. Факты свидетельствуют о существовании различных практик в зависимости от мотивов умерщвления младенцев. На Аравийском полуострове девочек умерщвляли таким образом, чтобы не проливалась кровь, — погребением заживо. Эта практика была продиктована страхом перед изначальной слабостью женщины; даже в период культурного расцвета Халифата существовал обычай поздравлять отца в случае гибели малолетней дочери, так как это избавляло его от возможного позора в будущем.

Коран выступает против умерщвления младенцев женского пола, а в поздних сурах накладывает на эту практику четкий запрет. Более того, Мухаммад говорил, что родителям не следует несправедливо отдавать предпочтение сыновьям.

Коран также устранил неопределенность касательно прав наследования, утвердив женскую долю наследуемого имущества, хотя она и составляла всего половину от того, что получал мужчина. Такие установления обычно приводятся в качестве доводов о том, что ислам улучшил положение женщины.

В доисламский период женщины могли быть предметом наследования. При смерти мужа его старший сын провозглашался обладающим супружескими правами на вдову. Он мог либо жениться на ней, либо передать права другим родственникам — братьям и племянникам, после чего те были вправе взять ее в жены.

Хадиджа и Мухаммад

Вероятно, Мухаммад вступил в брак позже, чем это обычно происходило у его современников. Возможная тому причина заключалась в его бедности. Его первой женой была Хадиджа бинт Хувайлид, как и он сам из племени курайш, восходящего к Исмаилу. Когда Мухаммад женился, ему было 25, а Хадидже 40 лет. Естественно, обычаи и традиции эпохи джахилийа влияли на ее поведение и образ жизни, к чему можно отнести экономическую независимость, свободу, моногамный брак с мужчиной намного младше ее самой. Можно сказать, что Хадиджа — типичная представительница курайшитской аристократии, она была полна инициативы как в общественной, так и в личной жизни.

Хадиджа обладала одним из самых больших состояний в Мекке. Она дважды была замужем за махумитскими богачами, от каждого из двух браков у нее был ребенок. С помощью отца — Ховайлида — она вела весьма успешную торговлю в этой Венеции пустыни. Хадиджа обладала и властью, и богатством, нажив огромное состояние благодаря караванной торговле пряностями и шелками с Сирией и Палестиной. Она дала работу Мухаммаду, а затем сама предложила ему вступить с нею в брак. Она «попросила руки Пророка», потому что, как говорится, нашла в нем качества, которые больше всего ценила в мужчине. Вероятно, высокий статус и богатство позволяли Хадидже требовать от Мухаммада моногамных отношений, и, возможно, они заключили между собой брачный контракт. Во время своей жизни она финансово поддерживала Мухаммада и предоставила ему раба, впоследствии усыновленного Пророком.

Возможно, Мухаммад понимал, что брак с состоятельной вдовой, унаследовавшей богатство двух мужей, даст ему достаточно средств для достижения своих общественных целей. Он хорошо знал, что невозможно достигнуть чего-либо в политической или общественной жизни без достаточной поддержки. Богатство жены позволило Мухаммаду предаться созерцательному образу жизни, а впоследствии — стать странствующим проповедником. Однако право управлять делами сохраняла за собой Хадиджа, снабжавшая всем необходимым своего мужа. Она умерла в 65 лет; через небольшой промежуток времени Мухаммад женился вновь. Его новая жена тоже была вдовой, звали ее Сауда. Этот и последующие браки Мухаммада не характеризуются независимостью жен и моногамными отношениями.

Третью, и свою любимую супругу, Айшу, Мухаммад взял в жены, когда ей было всего 6 лет. Айша — дочь близкого друга и одного из первых последователей Пророка, Абу Бакра. Став женой Мухаммада, Айша еще играла в куклы. В тот период обычай умерщвления младенцев женского пола в основном более не практиковался, поэтому желательно было отдавать дочерей замуж в весьма раннем возрасте — так родители пытались уберечь честь семьи от возможного позора.

Айша и другие жены в гареме Мухаммада были свидетелями появления новых запретов, включая обычай носить паранджу. Это предвестило порядки, которые вскоре распространились на всех арабских женщин. Возможно, подозрения Мухаммада в супружеской неверности Айши вызвали такие перемены. После смерти Мухаммада Айша с санкции окружающих на короткое время приняла роль политического лидера общины. Она жила во время радикальных перемен, и ее жизнь отражает как доисламские, так и уже исламские традиции. В этот начальный период распространения новой веры женщины постепенно утратили влияние в общественных делах.

Статус женщин

Как видите, статус женщины в доисламский период не обязательно был столь низким, как хотели бы этого мусульманские историки. Состоятельных женщин из могущественных родов определенно высоко ценили, и порой правила, обязательные для окружающих, к ним просто не применялись. Некоторые женщины игнорировали волю отцов и вступали в брак по собственному усмотрению. Такие женщины, к числу которых можно отнести и Хадиджу, вели независимый образ жизни, могли самостоятельно принимать решения и без труда развестись. Однако эта независимость коренилась в высоком материальном положении. Наряду с властью в руках немногих избранных женщин обычным в то время было угнетенное положение женского большинства и практика убийств девочек-младенцев.

С наступлением исламского периода ситуация изменилась. Мохаммад Арафа в своей книге «Права женщин в исламе» утверждает, что за всю историю ислама мы не встретим ни одного упоминания о женщине, управлявшей важными общественно-политическими делами наравне с мужчиной, — за немаловажным исключением Айши.

Айша

Айше, любимой жене Пророка, было всего 18 лет, когда умер Мухаммад. Это произошло в понедельник, но тело до среды находилось в комнате его вдовы. Все были так заняты выборами преемника Мухаммада, что позабыли сразу же совершить ритуальное омовение покойного, а похороны устроили только через несколько дней. Началась борьба за власть

В возрасте 42 лет Айша выступила во главе войска против Али, который был избран халифом в Медине в 656 г. н.э., что заставило взяться за оружие многих мусульман, сомневавшихся в его правах на престол. Айша упрекала Али в том, что он оставил безнаказанным убийство третьего халифа. Вдова Пророка вместе со своими союзниками участвовала в битве при Басре, где понесла сокрушительное поражение.

Это сражение вошло в историю под названием Битвы Верблюда, — якобы потому, что позднейшие историки не желали связывать битву с именем вдовы Пророка, которая наблюдала за ее ходом, восседая на верблюде. Согласно книге «Ас-Сахих» Мухаммеда аль-Бухари (сборник хадисов, то есть рассказов о поступках и изречениях Мухаммада), после этого сражения Абу Бакр услышал глас Пророка, возвестившего, что «не преуспеет тот, кто доверил свои дела женщине». Этот хадис включен в Ас-Сахих и поэтому считается авторитетным («сахих» значит «истинный, надежный источник»).

Сообщают, что в ходе всего нескольких часов Битвы Верблюда пало 15 000 мусульман. Вскоре и без того ослабленному битвой Али пришлось столкнуться с другим политическим противником, Муавией, правителем Сирии. Столкновение произошло во время битвы при Сиффине, унесшей жизни 70 000 человек. В итоге назначили третейский суд, и спор о халифате был решен в пользу Муавии. Это внесло в мусульманскую общину еще больший раскол — между шиитами и суннитами.

Аль-Афгани, один из видных просветителей XIX века, утверждал, что Айша ответственна не только за кровопролитие в Битве Верблюда, которая наметила раскол среди мусульман, но и во всех последующих потерях. Если бы Айша не вмешивалась в дела государства, полагает он, «мусульманская история пошла бы путем мира, прогресса и процветания». По аль-Афгани, Аллах с помощью Айши желал проучить мусульман. «Кажется, Аллах создал женщину для продолжения рода людского и для домашних забот. Он хотел показать нам это, и мы не забудем урока, который нам преподал Всевышний».

Share

Код для вставки на сайт или в блог:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 4 =