02.08.2013

Женщины и пирамида потребностей Маслоу

Текст ниже представляет из себя исключительно наблюдения без научного подхода; однако если его развить в более научном смысле он может пригодиться борющимся за права женщин. Текст недоделанный и в нем отражено далеко не все, о чем следовало бы сказать.

Почему это важно?

  • во-первых, речь идет об элементарном выживании и сохранении здоровья женщин;
  • во-вторых, по теории Маслоу, на следующий уровень можно перейти только в том случае, если будет более-менее нормально удовлетворен предыдущий; следующий уровень  безопасность, а насилие против женщин в нашем обществе очень распространено, однако женщины слабо ему сопротивляются. Предполагается, что если физиологические потребности будут удовлетворены лучше, сопротивление насилию возрастет;
  • в-третьих, надлежащее удовлетворение потребностей женщин первого уровня позволит женщинам стать более продуктивными членами общества.

Женщины и пирамида потребностей Маслоу. Первый уровень — физиологические потребности

«Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд.
А. Маслоу

У женщин, как социальной группы, действительно есть серьѐзная проблема: воспитание и насильственное нормирование поведения.
Причем, не только на уровне семьи: на уровне общества в целом.
Результат — неспособность к инсубординации.
У женщин основной внутрипсихологический конфликт основан на несоответствии/противоречии жизненных (=физиологических) потребностей и требований супер-эго (=«должна быть»). В большинстве случаев физиологические потребности буквально сметаются, в том и числе и когда речь идет о физическом выживании.
(с) accion_positiva

Начав разговор на данную тему, многие не могут отделаться от чувства смущения  прямо и открыто говорить о физиологических потребностях в нашей культуре не принято, особенно если речь идет о женщинах. Хотя многие уже не согласны с тем, что женщина  это легкое, загадочное, витающее в облаках существо, которое ничто земное не интересует (так должно быть в идеале по представлению многих мужчин, желающих наслаждаться приятным обществом подобной особы), все равно им трудно до конца принять тот факт, что для женщин, как и для всех людей, физиологические потребности имеют и в норме должны иметь первостепенное значение. Это разумно и вполне естественно.

Однако нередко женщины же готовы пожертвовать даже тем минимумом, который необходим для поддержания здоровья (а иногда и выживания). Пожертвовать в первую очередь для того, чтобы получить мужское одобрение и быть признанной «правильной» обществом. Статус «правильной» становится для женщины единственной значимой целью.

Между тем принося в жертву свое здоровье и хоть какой-нибудь физический комфорт, женщины лишают себя способности к сопротивлению несправедливости, которую творят по отношению к ним. Такие женщины просто доводят себя до скотского состояния, когда они способны думать только о своем теле и его потребностях, даже если очень пытаются отвлечься и заглушить голод, усталость, боль и думать о «высоком», о морали, нравственности и благополучии других  то есть о том, о чем «полагается» думать «правильной» женщине, которую назначили хранительницей всего «порядочного» в этом мире.

Так, она скорее начнет радоваться своему «моральному превосходству» над «приземленными» мужчинами, для которых вполне нормально думать о себе и собственных потребностях в первую очередь. Но долго так продолжаться не может. Конечно, доведенной до состояния «простейшего» женщиной легче управлять  она просто не сможет думать о том, что отношение конкретно к ней и к ее полу несправедливо, и ей в голову вряд ли придет мысль «пора бунтовать». Так уж женщин приучили: сопротивление, бунт  это последнее, к чему может прибегнуть женщина. Она должна упрашивать, прогибаться, буквально умолять, чтобы ей наконец-то выдали то, что она хочет (а могут и не выдать — их право), в крайнем случае плести интриги и действовать опосредовано, но никогда не проявлять открытую враждебность, не бороться. «Правильная» женщина должна терпеть — это вывод патриархата для всех уровней потребностей, для всех уровней пирамиды Маслоу (и для физиологических потребностей, и для потребности в безопасности, а о самоактуализации уж и речь не идет — этот уровень не признается существующим для женщин в рамках патриархальной модели).

Если мы, женщины, хотим для себя лучшего будущего и лучшей жизни в настоящем, настало время отбросить фальшивую «скромность» и заявить  наши потребности не удовлетворены, и подробно рассказать, какие и как.

Если мы не будем об этом говорить  ситуация не станет лучше, так как именно в этой области женщины сталкиваются с самыми жесткими насмешками и самым сильным сопротивлением. Если уж это первый, жизненно значимый уровень  то как можно говорить об остальных?

Конечно, женщинам в первую очередь нужно было образование и избирательное право, ведь без них вообще невозможно сдвинуться с мертвой точки. Но далее все пошло не совсем так, как по идее должно было  вместо того, чтобы обеспечить женщинам настолько же полное удовлетворение физиологических потребностей, как и у мужчин, женщинам согласны были дать почти все, кроме этого. А между тем физиологические потребности  это тот фундамент, на котором стоит вся пирамида и, по идее, должна строиться феминистская борьба.

Возможно, одним из поводов отклонения женских претензий в этой области было ошибочное предположение, что женский и мужской организмы настолько различны, что меньше возможностей для удовлетворения потребностей женщинам дано природой. Возможно также, что причиной до сих пор существующего недостатка этих возможностей было то, что женщины просто не решались предъявить подобные претензии  их посчитали бы по меньшей мере странными и «нескромными», а в худшем случае и ненормальными. К тому же, не всем легко пережить насмешки, а они бы неизбежно появились.

Истинная же причина в нежелании мужчин видеть женщин во всем равными себе. Это, возможно, даже пугает их, вызывает состояние когнитивного диссонанса. Иначе как объяснить тот факт, что, если допустить, что у женщин совершенно другая физиология, это значит лишь то, что им нужно обеспечить все возможности удовлетворения потребностей, соответствующие их физиологии, чтобы в итоге их уровень удовлетворения физиологических потребностей (а, следовательно, и качество жизни) был ничуть не ниже, чем у мужчин.

Если не замечать и отрицать проблему, она никогда не будет решена.

После столь долгого вступления пора перейти к собственно тому, какие именно потребности женщин недостаточно или вообще не удовлетворяются.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПИЩЕ

«Довольно частый случай, когда женщины страдают от элементарного недоедания в развитых странах, потому что муж не дает достаточно денег на хозяйство, а лучшие куски положены кормильцу, потом детям, женщине  в последнюю очередь».
(с) hallyafae

Что уж говорить о бедных странах, где детей и взрослых мужского пола, особенно в деревнях, кормят в ущерб женщинам, ведь те  работники, а женщина (даже если пашет в два раза больше)  «лишний рот», который побыстрее надо сбагрить в другую семью (частенько в возрасте десяти лет четвертой женой к какому-нибудь старому садисту).

В викторианскую эпоху (и ранее) существовало мнение, что женщинам не подобает есть мясо. Сейчас это утверждение видоизменилось и звучит так: «мужчинам (настоящим мужикам!) следует есть мясо, а для женщин это не обязательно и вообще много мяса им вредно». Речь идет о вегетарианстве: «Мужчина ДОЛЖЕН есть мясо  если он мужчина, конечно. Потому как мужчина  по природе своей  хищник». Что за идиотизм! Если уж на то пошло, то все люди относятся к хищникам. Строение зубов нам это подсказывает.

Не будем забывать и про увлечение многих женщин похудением  любой ценой. Женщины намеренно голодают, «чтобы влезть в те шикарные джинсы» (впрочем, есть и обратная сторона  «как ты сможешь родить, если не поправишься?»). Некоторые модели (образцы красоты) умирали, имея большой недостаток веса. Разумеется, это не единственный способ испортить свое здоровье в погоне за красотой (о них будет далее). В результате длительных, ненормированных голодовок и недовольства своей внешностью женщины приобретают опасные пищевые расстройства  анорексию и булимию, что и приводит нас к следующему пункту женских потребностей.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Не знаю, в курсе ли вы, что появилось новое направление в медицине  «гендерная медицина».
Оказывается, одни и те же лекарства действуют по-разному на мужской и женский организмы, но, оказывается, до недавнего времени об этом никто не задумывался и лекарства разрешали к использованию, практически, только по признаку пригодности их для мужчин.
Известный стереотип «инфаркт  мужская болезнь»  миф, оказывается.
На самом деле, у женщин инфаркты случаются чаще, чем у мужчин, да только никого это не интересовало.
Налицо равнодушие к здоровью женщин, а это уже серьезнее, чем просто нежелание гладить свою рубашку.
(с) leon_orr

Также стоит упомянуть и об опасных пластических операциях (все ради красоты!). Никогда нет гарантии, что операция закончится успешно, а женщинам так часто и так интенсивно внушают комплексы по поводу внешности, что они готовы на любой способ ее изменения. История женщины, наполнитель груди которой протек и начал разъедать ребра, далеко не единственная  ведь далеко не все, у кого неудачно прошли операции, решатся прийти на телевизионную передачу, а некоторые теряют здоровье безвозвратно.

А отсюда мораль  не делайте пластических операций, если они вам реально не нужны!

Здоровью вредит также неудобная одежда, а еще больше  обувь на высоких каблуках.

Женское половое (а часто и не только) здоровье воспринимается через призму сексуальных потребностей мужчин (конкретно  «ее» мужчины).

Отсутствие адекватного сексуального образования в школах  одна из причин нежелания девушек обращаться за помощью к врачам, неадекватного отношения к заболеваниям подобного рода. Часто девушки чувствуют себя виноватыми, «ненормальными», если обнаруживают у себя подобные заболевания. К тому же, школьникам не сообщают о способах предохранения, или сообщают ограниченно и слишком поздно  в то время, когда большинство из них уже сексуально активны. Результат  незапланированные беременности и заболевания, передающиеся половым путем.

На территории стран бывшего СССР, а в особенности в России, можно наблюдать чрезвычайную бесчеловечность медицинского персонала  в особенности по отношению к женщинам, в особенности к женщинам с гинекологическими заболеваниями, а больше всего  к роженицам. В роддомах России многие женщины прошли через то, что называют «пыткой родами»  унижения со стороны медицинских работников, неоказание ими должной помощи, некомпетентность, непрофессионализм, которые уголовно наказуемы (многие из этих вещей могут попасть под статью «оставление в опасности», например).

К тому же, полный или частичный запрет на аборты по медицинским показаниям (религиозные, в особенности фундаменталистские христианские организации пытаются провести запрет даже в таком случае) нанесет здоровью многих женщин непоправимый ущерб (вплоть до смерти).

ВИЧ-инфекция распространена среди женщин в некоторых местностях больше, чем среди мужчин. «В Тюменской области жертвами ВИЧ-инфекции все чаще становятся молодые, социально благополучные женщины».

У женщин с инвалидностью качество жизни хуже, чем у мужчин с инвалидностью. Так, у них меньше возможностей для образования (в особенности в развивающихся странах) и получения работы.

Женская физиология воспринимается как «отклонение от нормы», а посему врачи уделяют меньше внимания лечению женщин там, где это требуется, и больше там, где в этом нет необходимости. Большинство исследований проводятся на мужчинах.

Один из основных факторов, наносящих ущерб здоровью женщин  домашнее насилие. Это единственная крупнейшая причина травм женщин в США (возможно, и в России). Более подробно об этом  на втором уровне пирамиды Маслоу (потребность в безопасности).

В странах Востока и Африки распространена чудовищная ритуальная операция  женское «обрезание» (женское генитальное увечье). Проводится она чаще всего не врачами, а пожилыми женщинами деревни, которые на этом «специализируются» и берут за это плату, в жутких антисанитарных условиях. Впрочем, все чаще ее стали проводить в больницах, подкупая персонал и обходя законодательный запрет  проведение этой операции «гарантирует девочке хорошее замужество». Последствия ее чудовищны  в зависимости от типа (их всего 3) могут появиться инфекции, свищи, а сексуальные контакты и роды становятся настолько болезненными, что приводят к развитию других заболеваний (а иногда  к смерти). Операция эта распространена намного более, чем может показаться —  случаи ее проведения скрываются, так как в большинстве стран она незаконна. Есть информация, что она проводится и в России  в Дагестане. К тому же, некоторые религиозные школы ислама рекомендуют ее проведение (школа Шафи  «Одна из четырех суннитских школ религиозного права, школа Шафи, постановляет, что клитородектомия обязательна»).

К тому же, обнаружилось, что на Ближнем Востоке (Газа, Западный Берег) проводятся операции по удалению матки здоровым женщинам. Поводом для проведения такой операции является психическое заболевание женщины, причем для признания женщины невменяемой достаточно устного заявления родителей. Затем сведения об операциях удаляются из больничного регистра. Примечательно, что Замминистра здравоохранения покрывал эти преступления и отрицал их (представители власти получали взятки). Это очень напоминает ситуацию, складывающуюся на Западе до подъема Второй Волны феминизма  женщину могли запросто отправить в психиатрическую клинику. Еще аналогичные случаи были в США  стерилизация определенных групп населения.

В Афганистане распространены атаки кислотой  шансы женщины выжить после этого невелики. К тому же в результате домашнего насилия мужья иногда отрезают женам нос и уши (подробнее об этом  в разделе про безопасность).

СОН

Как правило, потребность в сне у замужней женщины в традиционной семье никогда не удовлетворяется полностью, в особенности тогда, когда у нее есть маленькие дети. Само по себе домашнее хозяйство занимает много времени, поскольку одни и те же процедуры приходится повторять с небольшой периодичностью  так как члены семьи, никогда не участвующие в репродуктивном труде, не осознают (или не желают осознавать) его трудоемкость и значимость, они довольно быстро разрушают его результаты. Большую часть труда они могут и не замечать (нередко в традиционной семье требования к женщине включают и незаметность), поэтому им начинает казаться, что все делается само собой.

Если мы возьмем один среднестатистический день из жизни домохозяйки, то обнаружим примерно следующий список деятельности: приготовление пищи 3 раза в день (нередко мужья начинают требовать каждый день делать разную пищу, причем новую и довольно сложную и длительную в приготовлении), стирка-глажка, делание уроков с детьми, уборка на кухне и в детской, мытье посуды, подъемы ночью на крик детей. Даже в наше время, когда техника сильно помогает в домашнем хозяйстве, эти дела способны занять 24 часа в сутки (особенно если учесть, что домохозяйки сами нередко растягивают работу по дому, чтобы заполнить «свободное» время — см. Бетти Фридан, «Загадка Женственности»).

Если же семья не традиционная (патриархальная), а эксплуататорская (жена работает, а затем занимается еще и домашней работой)  этот тип семьи наиболее характерен для России  то, несмотря на то, что время на домашнее хозяйство при этом «сжимается», в целом времени остается еще меньше. Таким образом, жена не может не только потратить это время на собственные увлечения, но и, тратя его полностью на сон, не может до конца восстановиться, так как времени все равно не достаточно (в среднем взрослому человеку необходимо 8 часов сна в сутки).

Решение проблемы примерно то же, что и для других наиболее часто встречающихся проблем, связанных с браком: работа по дому должна быть поделена равноценно между супругами. К сожалению, женщин старательно приучают «не требовать от мужчины выполнять несвойственные ему функции» (да, у нас до сих пор верят, что существуют определенные природой сферы деятельности для женщин и мужчин  заблуждение, которое Запад давно преодолел, пускай и не окончательно).

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НУЖДЫ

Если женщины хотят добиться равных прав и возможностей, то должны, не стесняясь, говорить обо всем и перестать играть в игры «принцессы не какают». Вполне очевидно, что женщин ограничивают и в этом отношении. Не будем разбираться, почему (это вполне очевидно), и сразу перейдем к тому, как.

Для начала мужчины (и не только, что неприятно удивляет) сильнее всего протестуют против справления малой нужды женщинами «в неположенном месте» (в любой ситуации). Как правило, главный «аргумент» считающих, что женщинам-так-поступать-нельзя-ни-при-каких-обстоятельствах  «видно задницу» (интересно, с каких это пор женщины вообще перестали носить юбки? И видно далеко не «задницу», а нижнюю часть спины).

Весьма показателен был комментарий одного из «осуждателей» в блоге FEMEN: «Любая женщина, которая поступает так, выглядит как шлюха, ЕСЛИ ЕЁ ВИДЯТ МУЖЧИНЫ». Поняли, да? Даже если вы о мужчинах в этот момент не думаете и вам вообще все равно, потому что вы предпочли позаботиться о себе и не гробить свое здоровье (и не говорите, что на женское здоровье это никак не может повлиять  может появиться что угодно, от спазма до боли), вы все равно должны думать о мужчинах и их мнении, так как это  самое важное. Какая самоуверенность и наглость. Для себя ведь они не устанавливают таких ограничений. («Мужчины самим себе позволяют в этом отношении большую свободу, и правильно делают, но безотчетно приходят в страшную ярость и не могут с собой совладать, когда речь идет об аналогичной свободе для женщин.» (Вирджиния Вулф, «Женские профессии»)  хоть и было написано о другом, но применимо почти ко всем областям жизни).

Возможно, некоторые из вас скажут  ну пусть они и творят что хотят, если им можно. А мы не должны опускаться до их уровня.

Уважаемые женщины (но не «милые дамы»  это как мы знаем, сексистское обращение)! «Не опускаться до их уровня» в данном случае = вредить себе, поскольку женщины, как и во всех остальных случаях, гораздо менее обеспечены удобствами. Если вы женщина и посещаете многие общественные места, то, скорее всего, об этом знаете. Добавьте к этому особенности женской физиологии и помножьте на культурные особенности  и получите очередную дискриминацию, как и в случаях с остальными потребностями первого (пока что только первого, основополагающего) уровня.

Ханжеское отношение к этой теме проявили и феминистки в обсуждениях. Конечно, это все пошло в категорию «юмор» (т.к. россияне не осмелятся обсуждать эту тему серьезно, засмеют же), но поводов для веселья нет. «Освободительницы женщин» говорили о «внутренней моральной чистоте» и приличиях, осуждали «осмелившихся» (о, ужас!) женщин, чуть ли не записывая их всех поголовно в категорию граждан «быдло алкоголическое». Конечно, это не так! Эти женщины вовсе не алкоголички (well… большинство из них). Они просто проще и свободнее. И это очень хорошо! Разве такое отношение не феминистично? Что же до тех, кто предпочитает издеваться над своим телом ради приличий (ага, а когда-то в опасных для жизни «женских седлах» ездили, ради приличий)… What a horrible attitude. These women seem to hate their bodies.

Кстати, а почему так получается, что очередь в женский туалет в некоторых местах в разы больше очереди в мужской? Ответ дан в этом комментарии:

Это отражает не только физиологические особенности, но и отношение к ним. В мужском туалете фактически больше мест, так как там не только кабинки. И так всюду. Везде в мужских туалетах мест больше. А можно было посчитаться с женщинами и с их физиологическими особеностями и не создавать там очередей.
(с) nechaman

Это пример того, как прикрывают неравенство — обманными маневрами, получая даже не формальное равенство, а ложное равенство, иллюзию равенства.

Тем временем решение проблемы простое: увеличить в 5-10, а кое-где и в 10-15 раз количество мест (именно мест, а не площади в кв м, хотя ее тоже стоило бы увеличить  но, как бы нас не пытались заверить, что количество мест не имеет значения, объективно это не так), отдельное пространство для «наведения красоты» (к сожалению, пока еще для женщин это социально значимо), запретить курить внутри кабинки (за нарушение установить очень большой штраф), не превращать функционирующие кабинки в служебные помещения для уборщиц и вовремя все чинить. К тому же, женщинам следует прекратить стесняться даже друг друга. Или не тупить со всякими застарелыми заморочками и принять решение еще проще: сделать все туалеты общими и достаточно большими, в которых будут только кабинки, т.е., все места будут подходящими для людей обоего пола. В таком случае даже не придется объяснять женщинам, что для них же лучше не использовать общественный туалет в качестве одновременно туалета, раздевалки, салона красоты и комнаты для переговоров (такое поведение женщин является следствием многолетнего и продолжающегося патриархата. Возможно, им неуютно в обществе мужчин, они подсознательно избегают его таким вот способом).

Потому что здесь речь идет не только об удовлетворении потребностей женщин (хотя это и является вопросом первостепенной важности), но и об отъеме двух наиболее ценных ресурсов  времени (а время, как известно, деньги) и здоровья.

ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

Это целая отдельная тема для разговора, о которой написано множество глубочайших исследований. Здесь коснемся только самых верхов  это того стоит, ведь ни в одной другой области двойной стандарт не так силен, явен и очевиден.

До сих пор считается, что в сексе женщина может быть только объектом  пассивным партнером. Активность до сих пор рассматривается как порочная. Впрочем, тут есть и дабл-байнд в виде обвинения «бревно».

Другой дабл-байнд  комплекс «шлюхи-девственницы». Невинность считается сексуальной, но при этом женщина «должна уметь удовлетворить мужчину».

Многие мужчины до сих пор рассматривают секс как способ утвердить свою власть над женщиной  иначе откуда такая нездоровая фиксация на невзаимном оральном сексе. Такое отношение  первый признак сексиста. Они считают, что женщина должна выполнять все их вздорные прихоти.

Во многих странах до сих пор женская сексуальная активность жестко табуируется, а любое отклонение в сексуальном поведении наказуемо уголовно, вплоть до забивания камнями. Часто пользуются незаконным способом  убийствами чести, которые производятся в семье (организуется заговор, и «задание» поручается одному из членов на семейном собрании).

Проблемы, связанные с женской сексуальностью, в России еще очень глубоки. И опять  феминистки же (наши российские, разумеется) шарахаются от этой темы! Конечно, меньше, чем от вышеназванной (что странно), но еще как шарахаются в разные стороны. Представительницы «школы феминизма» обращали внимание на эту проблему. Даже феминистки не готовы об этом говорить, стоит психологический барьер.

Есть и обратная сторона в современном восприятии сексуальных ощущений женщины. А именно, речь идет о том, что они существуют в качестве индикатора «мужской силы» партнера. Вряд ли они волнуют его (или ее) сами по себе, если она притворяется, лишь бы только не нарушить его хрупкую самооценку. А «мужская сила» нужна скорее, чтобы похвастаться перед друзьями, и уж потом  чтобы удовлетворить женщину (редко когда бывает наоборот). То, что многие женщины испытывают больше удовольствия от других видов половой активности, чем от традиционного секса (в котором удовлетворяются потребности мужчины, а женщины  как придется), редко говорится вслух.

На самом деле феминистских работ на эту тему написано очень много, пожалуй, даже слишком. Западные феминистки предпочитают концентрироваться именно на темах секса и сексуальности в настоящее время, поскольку на Западе к этому относятся спокойно (гораздо спокойнее, чем, например, к теме религиозного гендерного апартеида). Но переведено было лишь небольшое количество. Так что основная работа  перевести эти тексты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышесказанного можно сделать вывод, что общество не признает право женщины быть живым человеком.

Как можно наблюдать, все это происходит потому, что женщин не считают такими же полноценными субъектами общественной жизни, как и мужчин. Более того, женщин рассматривают лишь как инструмент для удовлетворения сексуальных потребностей мужчин, а любое проявление субъектности (не путать с субъективностью) женщиной осуждается и встречает много враждебности и ненависти.

Так, субъектность женщины постоянно отчуждается в пользу мужчин. Это можно наблюдать с абсолютно всеми потребностями женщин. Поэтому верно определение феминизма — это виндикация субъектности женщин на индивидуальном и коллективном уровне.

Существует и еще одно важное обстоятельство: удовлетворение любых женских потребностей сексуализируют, даже если с сексом они непосредственно не связаны. Это можно наблюдать, например, с принятием пищи. Другие потребности тоже не избежали этой участи. Сексуализация  закономерное следствие установки, что женщина существует для мужчины, для удовлетворения большей части его потребностей.

Поэтому забота женщины о себе и удовлетворение ей собственных потребностей воспринимается как нечто ненормальное и «рационализируется» в патриархальном обществе посредством сексуализации.

В итоге  «это все для вас». И, следовательно, «неподобающее» удовлетворение женщиной своих физиологических потребностей превращает ее в «шлюху» в глазах патриархальных мужчин и женщин (что следует за этим, нам известно).

Почему сами женщины проводят в жизнь эти установки и осуждают тех, кто им не соответствует?

Нападки на «посмевших»  это своего рода зависть к ним. Эти женщины сделали что-то для себя, позаботились о себе и своих потребностях, причем социально неприемлемым или частично приемлемым способом («для женщины нет абсолютно никакой возможности быть приемлемой»). Другие женщины тоже хотели бы так, но психологический барьер пока непреодолим. И вместо того, чтобы снести этот вредоносный барьер, они поддерживают и укрепляют его, пытаясь убедить себя и всех, что «вот так и надо». Это тоже своего рода нежелание работать над собой, которое не осознается.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Во-первых, удовлетворять свои потребности в случае необходимости (и не пытайтесь обманывать себя, что что-либо необходимостью не является. Это физиологические потребности, и ваше тело само подскажет вам, когда надо их удовлетворять).
  • Игнорировать общественное осуждение. Общество далеко не всегда бывает право (увы, демократия тоже весьма проблематична. Многие диктаторы приходили к власти демократическим путем).
  • «Шлюха» — это комплимент. Если вас так называют за что-то, прямо к сексу не относящееся  то вдвойне. Это означает, что вы смогли победить свой страх и внутренние запреты (что весьма непросто).
  • Не бояться высказываться по этому поводу, осуждать ханжескую мораль и сексуализацию жизни (и смерти) женщин. Объяснять другим людям важность этой проблемы.
  • Победить свой страх подходящим вам способом (при помощи тренировок или ношения оружия, если очень сильно боитесь нападения, или при помощи разнообразных тренингов, чтобы научиться игнорировать психологические атаки).
  • Не нагнетать страх для других женщин  никогда не поступайте так, как иногда делают другие феминистки, рассказывая, как склонны к насилию мужчины, что вас непременно побьют или изнасилуют, что с вами может случиться что угодно и как вообще страшно жить. Такой подход по сути антифеминистичен, так как оправдывает ту же культуру изнасилования и дает ровно те же советы («лучше не делайте этого, целее будете!»), частично снимая вину с насильников и абьюзеров.
  • Не бояться подавать в суд в случае нарушения ваших прав и свобод, совершения против вас незаконных действий.
  • Выработать более позитивное отношение к своему телу.
  • Если удовлетворению ваших потребностей препятствуют/ограничивают внешние факторы, не стесняйтесь об этом говорить!
  • Не ждите, пока ваши действия одобрят/санкционируют. Полагайтесь исключительно на себя. Не спрашивайте ни у кого разрешения.
  • Вопреки патриархальному принципу «мир  дом мужчин, дом  мир женщин» почувствуйте себя в мире, как дома.
  • Не бойтесь занимать пространство  как физическое, так и интеллектуальное.
  • Но главное решение для женщин  в сестринстве и объединении. В конце концов, если все время массово поступать «неправильно», критерий правильности сместится.

Возможно, вам помешает следующее:

  • Вероятно, вы все же склоняетесь к варианту «общество право». В таком случае вам следует осознать, что если вы  женщина, то вы не «хорошая» или «плохая» женщина, вы просто женщина. Попытка стать «хорошей» не принесет вам ничего, кроме вреда. Уровень опасности на чашах весов почти одинаков, а если оценить перевес, то он скорее будет на чаше «правильности».
  • Вы — женщина, и нереальный стандарт «правильности» вам вредит. Следовательно, патриархат, идеология, при которой вы  всего лишь инструмент для удовлетворения определенного списка потребностей мужчин и не имеете права быть чем-то большим (соответственно, рационально ограничение ваших потребностей, урезание их до уровня простого выживания)  это враждебная вам идеология.
  • Поддерживать враждебную идеологию на словах и действиями бессмысленно и абсурдно.

Вышесказанное, однако, трудноприменимо вне западной (или хотя бы частично западной, как в России) культуры. К тому же, в восточной культуре выше риски. Однако количество самоубийств через самосожжение в, например, мусульманских странах столь велико, что возникает вопрос  нужна ли женщинам такая жизнь? В любом случае необходимо что-то менять.

К сожалению, образование не всегда является действенным способом (данный факт подтверждается тем, что одни из самых яростных сексистских, расистских, а особенно антисемитских выступлений происходят в западных университетах среди образованных студентов-мигрантов).

К тому же, нередко привлечение внимания к этим проблемам называют «расизмом»  «непониманием культурных особенностей».

Здесь вряд ли можно предложить подходящее решение  сомнительно, что конференции и речи как-либо помогут. Впрочем, достаточно мощные кампании в СМИ, нацеленные на население этих стран, могут возыметь эффект.

Share

Код для вставки на сайт или в блог:

Один комментарий на «“Женщины и пирамида потребностей Маслоу”»

  1. Юлия:

    Замечательная статья, всё лаконично и понятно.
    «(такое поведение женщин является следствием многолетнего и продолжающегося патриархата. Возможно, им неуютно в обществе мужчин, они подсознательно избегают его таким вот способом)» — как тонко подмечено. Я при прочтении этого абзаца сразу вспомнила, как мы с девочками нашего класса в младших классах почти на всех переменах сидели в туалете женском. Тогда это казалось само собой разумеющимся, считалось «круто» что у нас было своё пространство, пусть даже такое неприглядное. А теперь подумала над этим вопросом, и поняла, что действительно это могла быть подзонательная реакция на, во-первых, экспансию школьных коридоров мальчишками, а мы не хотели с ними «воевать» за пространство (как нам учительниы говорили: «вы же девочки, не носитесь по коридору»), а во-вторых потребность в чисто женском пространстве с женским коллективом, где бы не чувствовалась постоянная угроза со стороны мужчин и мальчиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − пятнадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.